Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 мая 2024

Вторая сцена не нарушит регламент

Началось строительство нового здания для Александринского театра во дворе между площадью Островского и Фонтанкой. По этому поводу в Царском фойе для журналистов устроили презентацию культурного проекта, чей бюджет уступает разве что бюджету второй сцены Мариинки.

Началось строительство нового здания для Александринского театра во дворе между площадью Островского и Фонтанкой.

По этому поводу в Царском фойе для журналистов устроили презентацию культурного проекта, чей бюджет уступает разве что бюджету второй сцены Мариинки.


Только строительно-монтажные работы обойдутся в 763 миллиона рублей, в то время как затраты на аппаратуру составят еще 600 миллионов. Все это — исключительно федеральные средства, из бюджета города на сооружение не будет потрачено ни копейки. Также не будут привлечены и частные инвестиции — ибо условия тех, кто готов поддержать культуру частным образом, оказались слишком жесткими: напомню, что в разные времена в одном дворе с театральным зданием должны были размещаться бизнес-центр, гостиница, жилые дома. Теперь всеми площадями театр будет распоряжаться сам. Поэтому и возникла идея уже не только экспериментальной сцены, но целого театрально-культурного комплекса.

О его составляющих и назначении подробно рассказал художественный руководитель Александринского театра Валерий ФОКИН:

«У Александринки отличная сцена, лучшая в Европе. Но для нас приоритетом является именно строительство нового комплекса. Это прежде всего площадка на 300 мест, созданная по последнему слову техники, способная воплотить любые варианты режиссерской мысли. Вторая составляющая комплекса — медиацентр, он же центр современных театральных технологий. Это насущная проблема: вещание в Интернете, развитие бесед, встреч, дискуссий в прямом режиме и в записи, дистанционное образование — все это очень нужно сегодняшнему театру. Я говорю не о технической стороне, а об идеологии. Записывать и монтировать театральные спектакли, создавать театральные произведения специально для интернет-вещания — такого нет ни в России, ни в Европе. В свое время я и мои коллеги осваивали телевидение как новый способ общения со зрителем, тогда появились очень интересные телеспектакли Анатолия Эфроса, Марка Захарова, других режиссеров. Потом все это погибло, сейчас телетеатра нет. Интернет-спектакль — уникальная форма, с помощью которой молодые режиссеры смогут себя особым образом проявить.

Еще одна идея — театральная школа. Мы будем готовить технических директоров, менеджеров, специалистов по сцене, драматургов, завлитов — эта профессия, к сожалению, практически вымерла, нет нынче людей, которые могут работать с текстами — искать их, читать, осмыслять. Также мы собираемся готовить режиссеров и сценографов. А вот артистов мы воспитывать не будем — этим занимается Театральная академия, а мы лучше будем хороших артистов приглашать».

Особенно Валерий Фокин подчеркнул, что экспериментальная площадка должна оплодотворять большую Александринскую сцену. Молодые режиссеры должны иметь право на ошибку, а мастера — на эксперимент.

Что до работы архитекторов под руководством Юрия Земцова, то для них источником вдохновения стал ряд ограничений, спущенных КГИОП. Прежде всего это ограничение по высоте — новая постройка не будет возноситься над окружающими зданиями. Второе: будет сохранен сквозной проход с площади Островского на набережную Фонтанки. Наконец, любопытной задачей стала необходимость совместить уже существующее краснокирпичное здание, где прежде находились мастерские Александринки (в нем расположится Малая сцена) и новые объемы — медиацентр, а также здание, где разместится школа. По мысли г-на Земцова, в центре второго этажа расположится огромное фойе в стиле хай-тек — из него можно будет попасть во все три отделения новой постройки. На верхнем этаже, над Малой сценой, будет большой репетиционный зал, под Малой сценой — трюм, который позволит производить любые деформации рельефа сцены.

Вслед за г-ном Земцовым слово взял руководитель фирмы-подрядчика Виктор Кудрин (эта же компания, к слову, только что сдала в эксплуатацию два новых театральных здания — Молодежного театра и Театра «Буфф» — и вовсю строит Мариинку-2). Г-н Кудрин предвосхитил вопросы о безопасности строительства и заверил собравшихся, что вся необходимая маркирующая аппаратура, контролирующая безопасность, установлена. Чтобы исключить отрицательное воздействие на окружающие здания, проведены работы по усилению фундамента, а для снижения уровня шума в близлежащих домах — по адресам: Фонтанка, 47, 49, 51, 53, — устанавливаются стеклопакеты.

Затем желающих журналистов проводили к котловану. От гаражей, долгое время тормозивших строительство, не осталось и следа. Но и до фундамента дело еще не дошло. А между тем на возведение этого, как не без основания выразился Валерий Фокин, «оплота театральной культуры и профессии», у строителей осталось чуть более полутора лет — срок сдачи объекта под ключ 11 декабря 2011 года.

↑ Наверх