Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Ввоенные отдали небо над Петербургом Смольному

С 1 ноября воздушное пространство Северной столицы перестало быть зоной, запретной для полетов.

С 1 ноября воздушное пространство Северной столицы перестало быть зоной, запретной для полетов.

Приказом Министерства транспорта РФ кубокилометры атмосферы над территорией северного мегаполиса, которая была закрыта для авиации, получают — в пределах КАД по горизонтали и до 3000 метров по вертикали — статус зоны ограничения полетов.

Разрешения на полеты над городом отныне будет выдавать не Главный штаб ВВС, от которого разрешения можно было ждать месяц и не дождаться, а комитет по транспортно-транзитной политике (КТТП) Смольного. В обеспечение безопасности петербуржцев и сохранности памятников архитектуры летать можно только над водными артериями и вдоль КАД. выше 3000 метров и вокруг КАД будет действовать уведомительная система. Изменения, по мнению чиновников, должны послужить толчком для развития малой авиации. Но в первую очередь для развития аэропорта Пулково.


На воде тоже планируют построить два гидровертодрома.


И дирижабли не летали


Напомним, что небо Петербурга было закрыто с 1994 года. Когда в городских пределах откуда-нибудь доносился шум вертолета, петербуржцы сразу интересовались, не случилось ли какой-нибудь катастрофы. Поскольку пролетать над Северной столицей имели право только вертолеты МЧС и разного рода силовых структур. Также изредка винтокрылые машины использовались для авиационных работ — например, для установки креста на Смольный собор или ангела на шпиль Петропавловского. Но даже такие разрешения у Главного штаба ВВС можно было получить не всегда. Например, вышеупомянутый КТТП хотел провести облет на вертолете строящихся вертолетных площадок. Военные добро не дали. Воздушным шарам и дирижаблям с бюрократической точки зрения было легче. Но им всегда мешают погодные условия. К примеру, дирижабли нельзя поднимать в воздух, если ветер сильнее 5 метров в секунду, а здесь, у моря, такие ветра считаются редким затишьем. В общем, авиакомпаниям в Петербурге «ловить» было нечего ни в туризме, ни в строительстве.

Мало того, в марте правительство РФ выпустило документ, которым делегировало право выдавать разрешения на авиационные работы, на подъем аэростатов и дирижаблей муниципалам, не учтя специфику Петербурга как субъекта Федерации, в котором 111 муниципалитетов, не наделенных ни нормальными территориями, ни властью. Ситуация стала воистину патовой. Поэтому на одном из последних заседаний комитета по законодательству городского парламента этот вопрос вынесли на обсуждение. Затем КТТП по поручению губернатора внес предложения в Минтранс об изменении авиационного статуса Северной столицы. В итоге первый шаг к освоению петербургского неба сделан.

Алло, такси? Пришлите вертолет!


Сейчас можно вспомнить фантастов, которые сначала сажали своих героев на авиетки, способные безопасно и быстро доставить кого угодно куда угодно, а потом доводили свои миры до реальной обыденности, собирая средства воздушных передвижений в трехмерные пробки. Но это фантастика, хотя, как пояснили корреспонденту «Вечернего Петербурга» в КТТП, они смогут дать разрешение на освоение петербургского неба любому транспортному средству (здесь стоит упомянуть о развивающихся в Сибири автожирах — одно- или двухместных вертолетиках, сопоставимых по стоимости с внедорожником среднего класса) и пилоту, имеющим все необходимые документы, подтверждающие квалификацию экипажа и исправность воздушного судна. Пока же под малой городской авиацией подразумеваются лишь вертолеты.

Развитие этого вида транспорта — пока очень далекие перспективы и капля в море среди недолгосрочных стратегических инвестиций. Но КТТП, конечно, ждет повышения интереса частных инвесторов к созданию вертолетной инфраструктуры в городе. Тем более фундамент уже заложен — городом разработана отраслевая схема размещения вертолетных площадок в городе. Согласно этому документу планируется построить три вертодрома для хранения около 120 вертолетов и 19 посадочных площадок — семь при больницах, одну в порту на Васильевском острове, одну у СКК «Петербургский» и целую сеть площадок вдоль КАД.

Пока в Петербурге есть шесть ведомственных вертолетных площадок. Две медицинские: у НИИ скорой помощи им. Джанелидзе и у детской городской больницы № 1, а также в ЦПКиО, у Петропавловской крепости, в Пушкине и Петродворце. В этом году отель «Амбассадор» оборудовал свою крышу для приема вертолетов. Но владельцев винтокрылых машин, а также тех, кто может пользоваться услугами авиатакси (только подъем вертолета в воздух стоит порядка 30 тысяч рублей), можно по пальцам пересчитать.

Все дело в Пулкове


В настоящий же момент исключение неба Петербурга из запретных для полетов зон в первую очередь важно для развития аэропорта Пулково, которым сейчас занимается управляющая компания «Воздушные ворота Северной столицы».

Как рассказал корреспонденту «Вечернего Петербурга» начальник службы движения Санкт-Петербургского центра организации воздушного движения ФГУП «Госкорпорация ОрВД» Александр Кулигин, ответственный за работу авиадиспетчеров, уже к лету будут видны результаты развития аэропорта: «Условия запретной зоны над Петербургом распространялись и на самолеты, которые садились и взлетали в Пулкове. Диспетчерам крайне не хватало этого пространства. Зона ограничения полетов дает возможность направлять туда авиацию для построения маневров захода на посадку и выхода на курс после взлета. И это значительно упростит диспетчерам работу. Есть только нижний предел — самолеты не смогут опускаться ниже 900 метров. Но им это и не нужно. Они будут летать намного выше».

А вот это уже на самом деле серьезный вклад в стратегические направления развития городской инфраструктуры.

Что же касается безопасности, то, как нас заверили в КТТП, таких случаев, какой произошел в конце августа в Приморском районе, когда владелец частного вертолета Алексей Афонченков летал между домами на улице Савушкина, не будет. По словам пресс-секретаря ведомства Ксении Горлевой, разрешения на полеты будут выдаваться только при наличии на летательном аппарате системы вторичной локации: «Она позволяет диспетчерам следить за всеми передвижениями в воздухе — отклонением от курса, преодолением запрещенных высот и так далее. А поскольку мы теперь — ответственные за небо над Петербургом, то за нарушение регламента полетов вполне сможем лишить авиавладельца лицензии».

Что же касается безопасности архитектурных сооружений, то высота в 900 метров достаточна, чтобы шумы не влияли на памятники зодчества.

Итак, подведем итоги. Отныне, чтобы летать над Петербургом на высоте до 3000 метров, требуется получить разрешение в КТТП. Выдаются они в течение месяца, при форс-мажорных обстоятельствах быстрее. Летать малой авиации можно будет только над основными водными артериями города и над КАД, отлетая от них только для посадки. Выше 3000 метров и за КАД, исключая Курортный и Петродворцовый районы, действует уведомительная система. Авиавладельцам надо будет лишь за день известить Росавиацию о намерении совершить полет. Все. Так что, господа, дорога в небо открыта.


Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх