Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

«Вы в палату с бомжами или в платную?»

В соответствии с законом, если в стационар поступает больной, которому требуется экстренная помощь, его обязаны положить на любое свободное место, в том числе и в платную палату, даже если он не может заплатить.

Деньги утекают в чьи-то карманы

Светлану М. доставили в больницу по «скорой» с высокой температурой. В приемном покое толпился народ.

— Чувствовала себя очень плохо, — рассказывает Светлана, — но пришлось занять очередь и ждать приема. Когда наконец очередь подошла, меня спросили: «Вы хотите лежать в нормальных условиях или в многомест-ной палате с бомжами?» Конечно, в нормальных, ответила я. «Тогда вам надо заплатить — у нас есть палаты от трехсот рублей в день и выше…» 

Трехместная палата, в которую поместили Светлану, называлась палатой повышенной комфортности. Кроме старых кроватей в ней был видавший виды маленький телевизор — кухонный вариант, холодильник «Юрюзань» и электрический радиатор.

— Рассчитывала, что буду лечиться не больше недели, а на самом деле пролежала в больнице 12 дней. Пришлось выложить 3600 рублей, — рассказывает Светлана.

Этот эпизод можно расценить однозначно — как вытягивание денег из пациента. Однако главный врач больницы с этим не согласен:

— Наши сотрудники всего-навсего сказали человеку правду: к нам поступают и бездомные, и алкоголики, у которых целый букет заболеваний. Не будем же мы их класть вместе с нормальными людьми! В то же время нам надо ремонтировать больницу, закупать современное оборудование и т. д. На это бюджетных денег не хватает, поэтому и организуем платные палаты.

В комитете по здравоохранению, куда обратилась корреспондент «ВП» за комментариями, сообщили, что в соответствии с законом, если в стационар поступает больной, которому требуется экстренная помощь, его обязаны положить на любое свободное место, в том числе и в платную палату, даже если он не может заплатить. Только после того как человеку будет оказана необходимая медицинская помощь и ему станет лучше, персонал может вести речь о платных услугах.

В данном случае пациентка была доставлена по «скорой» с высокой температурой, но вместо предоставления помощи ее с порога стали пугать палатами с бомжами. В комитете объяснили также, что законом количество платных палат не регламентируется. Если в уставе больницы оговорена такая услуга и учреждение справляется с государственным заданием по оказанию бесплатной медицинской помощи населению, то оно может организовывать сколько угодно платных палат. Что и происходит. То есть нормальных бесплатных палат в больнице нет. Так что сегодня термин «бесплатная медицина» все чаще означает отвратительное качество услуг.  

Версия главного врача о том, что, устраивая платные палаты, больница зарабатывает деньги на ремонт, тоже не вполне состоятельна. Светлана рассказала, что она вносила плату через кассу, а вот ее соседкам по палате предложили заплатить завотделением наличными, что и было сделано. То есть далеко не все эти деньги идут на ремонт лечебного учреждения, часть из них утекает в чьи-то карманы. И как-то не верится, что главный врач об этом не догадывается. Такая практика существует, к сожалению, во многих лечебных учреждениях города. И потворствуем этому мы сами.

Недавно в государственной зубной клинике вашему корреспонденту врач предложил оплатить лечение не через кассу, а в руки. Каюсь, смалодушничала и заплатила. Врач-то хороший.

В общем, деньги из пациентов бесплатная медицина выманивает разными способами — как говорится, не мытьем, так катаньем.


Часто деньги берут не за комфорт, а за «малонаселенность» палаты.


«Действия врача неправомерны»

Большая часть обращений пациентов в страховые организации — как раз на эту тему. Вот только несколько из тех, что поступили в последнее время.

  •  «Год назад мне бесплатно делали в женской консультации лазерное прижигание эрозии шейки матки. В этом году процедуру надо повторять, но при обращении к врачу мне сказали, что эта медицинская услуга платная и стоит 2,5 тыс. Неужели за год изменились правила оказания бесплатных медицинских услуг и правомерны ли действия врача? Процедуру она предложила провести в другом медицинском учреждении, хотя до этого ее делали в женской консультации. С уважением Валентина».


Разъяснение специалистов Территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга: «Согласно Отраслевым стандартам объемов обследования и лечения при гинекологических заболеваниях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.98 № 323, эрозия шейки матки подлежит хирургическому лечению методом лазеркоагуляции. При наличии в женской консультации соответствующего действующего оборудования застрахованным по ОМС гражданам лазеркоагуляция должна осуществляться бесплатно».

  •  «Проходила обследование в поликлинике Колпинского района. Сдала анализы и получила диагноз «хронический гастрит и лямблиоз». Направили на УЗИ брюшной полости в нашей же поликлинике. Однако в кабинете сказали, что УЗИ делается только платно (600 руб.). Скажите, это законно? С уважением Юлия».

Разъяснение специалистов Территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга: «Предложенное вам в безальтернативном порядке проведение УЗИ на платной основе противоречит Правилам предоставления платных медицинских услуг в Санкт-Петербурге, утвержденным распоряжением комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга от 04.04.05 № 112-р».

  •  «Являются ли анализы на скрытые инфекции, передающиеся половым путем (такие, как хламидиоз, микоплазмоз, уреаплазмоз и др.), платными? В районной женской консультации утверждают, что это так. С уважением Л. Смирнова».


Разъяснение специалистов Территориального фонда ОМС С.-Петербурга: «В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге, утвержденной законом Санкт-Петербурга от 21.11.08 № 702-125, обследование женщин при болезнях мочеполовой системы и заболеваниях, передающихся половым путем, в том числе и «скрытых инфекциях», проводится в медицинских учреждениях бесплатно».

  •  «Сегодня при записи моей дочери 9 лет в глазной диагностический центр мне сказали, что страховая компания не оплачивает прием у двух врачей в один день. А нам нужно к окулисту и ортоптисту. Наблюдаемся в данном центре с рождения и такое услышали в первый раз. Посещение центра всегда связано у нас с рядом проблем: нужно пропустить уроки в школе ребенку; мне отпроситься с работы и т. д. Правда ли то, что в один день нельзя посетить двух врачей в глазном диагностиче-ском центре?»


Разъяснение специалистов Территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга: «В нормативно-правовой базе, регламентирующей работу медицинских учреждений, являющихся субъектами системы ОМС, нет ссылок на количество специалистов, которых может посетить пациент при одном визите в данные учреждения. Таким образом, ограничение в посещении специалистов медицин-ского учреждения является неправомерным».

Станьте «профессиональным» пациентом

Подобные примеры можно приводить бесконечно. Страховые компании имеют право штрафовать лечебные учреждения за подобные нарушения, что они и делают. В то же время, как утверждают в комитете по здравоохранению, его специалисты проводят регулярные проверки лечебных учреждений, зафиксированные нарушения разбираются на совещаниях главных врачей, издаются приказы об их устранении и контролируется их исполнение. Однако незаконные поборы продолжаются. Как это зло остановить? 

По мнению исполнительного директора «Ассоциации петербургских клиник» Сергея Ануфриева, может помочь введение врачебного самоуправления на основе создания саморегулируемых организаций, что позволит контролировать деятельность врачей с помощью экономических и корпоративных механизмов. Иными словами, необходимо создание профессиональных объединений врачей, устав которых предполагал бы санкции, в том числе за нарушение моральных принципов в работе медиков.

В то же время существующий закон о саморегулируемых организациях, как полагает Ануфриев, требует существенных дополнений и уточнений для его реального применения.

С 1 января будущего года вступит в силу новый закон — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который предусматривает значительное увеличение объема платных услуг, предоставляемых больницами и поликлиниками. В законе так и сказано: «Предоставить право бюджетным учреждениям заниматься деятельностью, приносящей доходы, которые поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений». Это значит, что у недобросовестных представителей медицинского сообщества появится еще большее искушение выманивать у пациентов деньги. И никто нас не защитит от этого беспредела, кроме нас самих.

По мнению Сергея Ануфриева, пора нам становиться профессиональными пациентами: знать законы, не выкладывать деньги по первому требованию и иметь решимость отстаивать свои интересы.

Что делать, если с вас незаконно взяли деньги?

Как сообщили в Территориальном фонде ОМС, если во время пребывания на лечении в стационаре лекарственные средства были приобретены пациентом или ему были оказаны за плату медицинские услуги, которые оплачиваются из средств ОМС, он имеет право обратиться к застраховавшей его организации (далее — СМО) по вопросам защиты своих интересов, а также для возмещения неправомерно затраченных им денежных средств (телефон и адрес СМО указан в полисе).

Для этого застрахованный должен предоставить следующие документы:

  •  письменное заявление о факте взимания с него денежных средств в лечебно-профилактическом учреждении. Заявление должно содержать также требование о возмещении денежных средств;
  •  пациент обязан предоставить финансовые документы, подтверждающие факт расходования личных денежных средств на оплату услуг, препаратов, изделий и т. п. (например, кассовый чек, приходный кассовый ордер, счет-фактуру с приложением кассового и товарного чека, договор на оказание платных услуг).


СМО после получения документов, предоставленных застрахованным лицом, в течение двадцати календарных дней со дня регистрации заявления проводит медико-экономическую экспертизу страхового случая. При положительном решении о возмещении неправомерно понесенных гражданином расходов способ расчета определяется по взаимной договоренности между гражданином и СМО.



Вся информация о платных услугах должна размещаться на видном месте.


Это должен знать каждый

Что обязательно должны знать пациенты? Рассказывает заместитель председателя комитета по здравоохранению Ирина Ястребова:

— В соответствии с законом каждое государственное учреждение обязано в наглядной форме на стендах, плакатах, размещенных в общедоступных местах (в холлах, приемном покое, рядом с регистратурой), обеспечить пациентов достоверной информацией. Администратор или работники регистратуры не должны на словах объяснять пациенту, какие услуги он может получить бесплатно, а за что придется платить. Во всех учреждениях эта информация должна находиться на видном месте. Она должна включать: виды и условия предоставления бесплатной и платной медпомощи, перечень платных услуг с указанием их стоимости и условия предоставления.

Законом предусмотрено, что платные медуслуги предоставляются на основе договора. Он заключается в письменной форме. Расчеты за оказание платных услуг производятся только через кассу. При этом пациенту выдается чек.

Договор об оказании платных услуг должен содержать точное наименование сторон, указание предмета договора: оказание медицинских или немедицинских (например, предоставление палаты повышенной комфортности) услуг, полное название конкретной услуги и ее стоимость в соответствии с прейскурантом. Прейскурант должен быть доступен любому пациенту. В договоре также должен быть четко прописан порядок расчета, указаны права и обязанности сторон, ответственность сторон и сроки оказания услуги. Все изменения, которые происходят в процессе лечения, также должны отражаться в договоре.

Что касается немедицинских услуг, то комитет по здравоохранению не выдает на них разрешение. Данный вид услуг осуществляется лечебным учреждением, если это оговорено в его уставе. К немедицинским услугам относятся: сервисность (палаты повышенной комфортности, ритуальные услуги, транспортные услуги — доставка пациента больничным транспортом при выписке домой), организация дополнительного питания по желанию пациента. При предоставлении таких услуг также заключается договор и действует та же схема, что и при предоставлении медицинских услуг.

Пациент должен четко знать свои права и обязанности, и если у него возникают какие-то сомнения, он имеет право потребовать у руководителей лечебного учреждения соответствующие документы.

Оказание государственными организациями платных услуг так, как это происходит сейчас, — вынужденная мера, хотя существует тенденция к их развитию. Однако они должны развиваться более цивилизованно. В первую очередь через средства добровольного медицинского страхования, когда будут смещаться акценты с личных средств граждан на средства предприятий и организаций.

Фото Натальи ЧАЙКИ, рисунок Игоря КИЙКО

↑ Наверх