Вы все еще стираете? Хлор вам в руки!
В рекламных роликах по разным телевизионным каналам расхваливаются порошки, которые отстирывают любые пятна. Но так ли на самом деле они эффективны и безопасны, как утверждают их производители?
В рекламных роликах по разным телевизионным каналам расхваливаются порошки, которые отстирывают любые пятна. Но так ли на самом деле они эффективны и безопасны, как утверждают их производители? Сегодня этот вопрос особенно актуален, так как с февраля в силу вступили правила, отменяющие сертификацию некоторых видов продукции, в том числе и товаров бытовой химии. Если раньше мы, придя в магазин, могли попросить у продавца сертификат качества на то или иное моющее средство, то сегодня покупатели лишены такой возможности. Теперь предпринимателям достаточно самостоятельно заполнить декларацию о соответствии качества товара установленным ГОСТам — и можно выставлять его на прилавок.
Пора научиться читать этикетки
— Мы наконец-то должны научиться читать этикетки, — считает Любовь Зайченко, старший научный сотрудник кафедры нефтехимии СПбТИ (ТУ). — Сегодня в магазинах представлен широчайший выбор стиральных, моющих и чистящих средств, и каждое из них предназначено для определенного вида тканей или мытья определенных поверхностей. Эта информация, а также правила использования средства написаны на упаковке, и им надо неукоснительно следовать. Например, при стирке необходимо сыпать рекомендованную на коробке дозу порошка, так как если она превышена, то стиральное средство не до конца смывается с ткани и такое белье при соприкосновении с кожей ребенка может вызвать раздражение. Какие еще данные должны быть на упаковках товаров бытовой химии? В настоящее время в стадии обсуждения находится федеральный закон — специальный технический регламент «О безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии», который четко указывает, что на упаковках должна присутствовать следующая информация:
- наименование и обозначение продукции, включая торговое название, данные о составе продукции;
- сведения о заявителе продукции, включая контактные данные для экстренных обращений — наименование, либо торговое название, либо торговый знак, полный адрес и номер телефона стороны, несущей ответственность за размещение продукта на рынке;
- назначение продукции;
- описание опасности (сигнальные слова или пиктограммы — при необходимости), например: «Осторожно. Бережно»;
- меры по предупреждению опасности, например: «Рекомендуется использовать резиновые перчатки»;
- идентификационные данные партии продукции;
- масса нетто — граммы, килограммы (г, кг) — или объем: сантиметры кубические, дециметры кубические (см3, дм3) номинального содержания продукции в потребительской упаковке на момент упаковки;
- срок годности, обозначаемый фразой «Годен (Использовать) до (месяц, год)» либо «Срок годности (месяцев, лет)» с указанием даты изготовления продукции;
- условия, соблюдение которых обеспечивают сохранность продукции в течение срока годности (при необходимости);
- информация об ингредиентах в составе синтетических моющих средств и товаров бытовой химии.
Опасные ингредиенты — фосфор и хлор
Что касается эффективности стиральных, моющих и чистящих средств, то, по утверждению Любови Зайченко, их рецептура в России, так же как в Европе и во всем мире, — устоявшаяся. И если такие средства есть на прилавке, значит, они прошли определенную проверку и отвечают требованиям ГОСТа.
Компоненты, из которых состоит моющее средство, могут быть разделены на две основные группы: поверхностно-активные вещества и дополнительные вещества, которые усиливают моющий эффект. Современные поверхностно-активные вещества — это синтетическое мыло. В качестве дополнительных веществ используются ферменты (для отмывания органической и белковой грязи), пербораты (или другие отбеливающие вещества для чистки или отбеливания), полифосфаты (используемые для смягчения воды), а также ароматизаторы, смягчители и т. п.
К сожалению, соли фосфора (полифосфаты) представляют опасность для окружающей среды. Они легко проходят через всевозможные очистительные фильтры и, попадая в водоемы, становятся удобрениями для вредных водорослей, которые под воздействием фосфатов начинают ускоренно размножаться и вызывают так называемое цветение воды.
Содержание фосфатов в порошке колеблется от 15 до 40 процентов. При стирке они уменьшают жесткость воды и улучшают моющее действие порошка. Однако в европейских странах производители стиральных средств применяют вещества с аналогичными свойствами и без побочных эффектов. У нас пока нет таких запретов, и все производители, в том числе и известные, открывшие заводы на российской территории, продолжают активно использовать фосфаты.
Другой вредный компонент, часто встречающийся в моющих средствах, — хлор. Как утверждает Марк Забежинский, руководитель лаборатории онкоэкологии НИИ онкологии им. профессора Н. Н. Петрова, сам по себе хлор не канцерогенен, но при взаимодействии с другими веществами он может образовывать канцерогенные соединения. Особенно часто хлор включается в состав чистящих средств для кухонных плит, кафеля, унитазов. Такие вещества предназначены для того, чтобы убирать сильные загрязнения, например ржавчину, камень на сантехнике. Они обычно отличаются повышенной щелочностью или повышенной кислотностью. При их применении необходимо следить за тем, чтобы вещество не попадало на кожу. Обязательно необходимо работать в перчатках, в одежде, закрывающей руки. После использования таких средств надо как следует вымыть руки. И все же Марк Забежинский советует вообще отказаться от средств, в которых содержится хлор.
Прислушаться ли к его совету — решать хозяйкам. Однако важно использовать средства правильно, соблюдая все необходимые меры предосторожности.
В проекте закона также сказано
1. Предусмотренная информация должна быть указана на русском языке. Наименование заявителя, название продукции и местонахождение иностранного заявителя могут быть обозначены с использованием латинской графической основы.
2. Потребительская маркировка синтетических моющих средств и товаров бытовой химии должна быть нанесена четкими, разборчивыми, легкозаметными и несмываемыми буквами, устойчивыми к воздействию химических веществ, климатических факторов, сохраняться в течение всего срока использования продукции.
3. Потребительская маркировка синтетических моющих средств и товаров бытовой химии, поступающих в продажу как средства для стирки и/или мытья, должна содержать информацию о рекомендованном количестве и/или дозировке средства в зависимости от применяемого способа стирки и/или мытья.
4. Потребительская маркировка должна содержать указания на следующие меры предосторожности и предупредительные надписи:
«Предохранять от воздействия прямых солнечных лучей и нагревания выше… 0 оС!».
«Не разбирать и не давать детям!» (в сочетании с пиктограммой).
Для аэрозольной продукции, имеющей длину распространения пламени по струе аэрозоля от 0,05 метра (м) и «обратное пламя», должна содержать предупредительную надпись «Огнеопасно! Не распылять у открытого огня и раскаленных предметов».
«При распылении не переворачивать головкой вниз!» (для средств, содержащих в качестве пропеллента углекислый газ или сжатый воздух).
«Содержит активный хлор».
5. При необходимости потребительская маркировка должна содержать предупреждение об ограничении применения продукции (для лиц с повышенной чувствительностью к аллергенам, пыли, раздражающим веществам и т. д., а также указание о необходимости применения средств индивидуальной защиты (защитные очки, резиновые перчатки).
— Отсутствие каких-либо из указанных данных на упаковке должно насторожить, — предупреждает Любовь Зайченко. — Если стиральные порошки подделать трудно, так как для их производства необходимо соответствующее оборудование и соблюдение специальной технологии, то жидкие моющие средства изготовить проще, поэтому лучше не покупать их на рынках, у сомнительных торговцев.
Фото Натальи ЧАЙКИ