Вячеслав Окунев: Чтобы стать легендой, нужно попасть в сердце зрителя
С 28 марта по 2 апреля в нашем городе пройдет IX международный балетный фестиваль «Open Dance». Его украшением станут вечера, посвященные четырем балетным легендам ушедшего века — Галине Улановой, Константину Сергееву, Татьяне Вечесловой и Вахтангу Чабукиани.
С 28 марта по 2 апреля в нашем городе пройдет IX международный балетный фестиваль «Open Dance».
Его украшением станут вечера, посвященные четырем балетным легендам ушедшего века — Галине Улановой, Константину Сергееву, Татьяне Вечесловой и Вахтангу Чабукиани. Это будут вечера-воспоминания, в которых оживут фрагменты самых знаменитых партий этих великих артистов. Мы увидим их на экранах, на которых будут демонстрироваться редкие кадры кинохроники, и на сцене — в исполнении учеников.
Соединить хрупкую и холодноватую эстетику черно-белой хроники с новейшими достижениями мультимедиа и с жаром живого танца придумал знаменитый сценограф и декоратор, оформивший на своем веку более 300 спектаклей, ныне главный художник Михайловского театра Вячеслав Окунев.
После представления фестиваля, состоявшегося в Михайловском театре, он рассказал корреспонденту «Вечёрки» о том, что делает балетного артиста легендой.
Легенды никогда не бывают одноцветными
— Вячеслав, расскажите, пожалуйста, о своем участии в проекте «Балетные легенды».
— Я очень хотел бы, чтобы в четыре вечера-посвящения публика вспомнила об этих великих людях. Я попытался создать иллюзию их живого присутствия среди нас с помощью кинохроники с фрагментами из знаменитых спектаклей и тех же самых сцен, исполненных их учениками.
Для каждого вечера — свой сценарий, свой стиль. Вечер, посвященный Константину Сергееву, украсит его ученица Ульяна Лопаткина, которая исполнит монолог Офелии из поставленного им когда-то балета «Гамлет». И конечно же, не обойтись без участия воспитанников Хореографического училища, которому он отдал так много сил и лет.
Вечер Вахтанга Чабукиани станет триумфом «мужского» балета. Ведь именно он силой своего таланта и фантастического темперамента сумел переломить отношение к танцовщику как к второстепенному персонажу, существующему «при балерине», и превратить его в полноправного партнера балетных звезд.
28 марта, когда мы будем отдавать дань уважения Татьяне Вечесловой, на сцене оживут ее лучшие партии — Эсмеральда, Зарема, Китри.
В вечер памяти Галины Улановой мы вспомним о ее Джульетте, превзойти которую так никому и не удалось... Сергеев, когда Уланову высочайшим приказом перевели в Москву, в Большой театр, так больше и не вышел на сцену в партии Ромео. Он говорил, что его Ромео навсегда остался одиноким, просто не мог представить себя с другой партнершей.
— Что делает артиста легендой? Ведь для этого мало быть талантливым, недостаточно и быть красивым. Должно быть еще что-то, что трудно выразить словами. Какое-то свечение, исходящее от личности, какая-то особая аура...
— Легендой становится только тот артист, который своим искусством, своим образом как бы попадает точно в сердце зрителя и соответствует духу времени. Кто словно концентрирует в себе желания и мечты очень многих людей, воплощая их представления о счастье, красоте и любви.
Но, знаете, невозможно стать легендой просто так, не прикладывая труда. За каждой легендой в мире искусства, будь это музыка, балет или кино, стоит труд — каждодневный, упорный, порой нетворческий, иногда однообразный, подчас изнурительный. Зритель его не видит и не должен видеть. Но именно труд дает одаренному артисту ту легкость, которая позволяет ему оторваться от земли и стать легендой.
— Даже самые яркие легенды когда-то были всего лишь людьми. Каким вам запомнился Константин Сергеев — великий танцовщик, принц советского балета, чье столетие мы отметили 5 марта?
— Я появился в театре, когда он уже ушел оттуда. Но я знал его как педагога Хореографического училища. Мы были с ним из разных миров. Он был человеком другой эпохи, другой культуры. Но все равно принимал с интересом и уважением то, что, быть может, было ему не совсем понятно и близко. Он был очень терпимым человеком. Конечно, я не могу сказать, что он был во всем идеален. Легенды — они, знаете ли, никогда не бывают одноцветными — только ужасными или только прекрасными. Намешано разное. Но это-то и делает образ человека неординарным, интересным, индивидуальным.
Виолетта в мини-юбке и Неморино с беломориной в зубах
— Вы много работали в зарубежных театрах. И как-то сказали, что европейский зритель предпочитает классические постановки, тогда как в России публика очень падка на современные «выкрутасы», когда античные и средневековые сюжеты переносятся в наше время — с «мерседесами», бронежилетами, мобильниками, мини-юбками и ажурными колготками. Античный герой стреляет из автомата Калашникова, а Виолетта в мини-юбке и ажурных чулках умирает не от чахотки, а от СПИДа...
— Предпочтения российской публики вполне понятны. Ведь большую часть прошлого века, когда в европейском искусстве, и в сценографии в том числе, один за другим сменялись разные авангардные стили, в России безраздельно царил социалистический реализм. В результате на Западе устали от «измов», а у нас — от однообразных реалистических постановок. Зрителям хочется чего-то нового.
— Но не все современные версии классических сюжетов получаются удачными. Позволю себе напомнить вам о постановке Юрия Александрова «Любовный напиток», которую долго и с наслаждением ругали в прессе. Сильно досталось от критиков и вам — за Неморино, который поет свою знаменитую арию «Одна слезинка украдкой» с беломориной в зубах, одетый в ватник и кирзовые сапоги.
— Вы ведь не видели этот спектакль? Мне кажется, вам бы он понравился. Это был хороший спектакль. И критикам, я уверен, он запомнился, они писали о нем ярко, эмоционально, хотя и ругали. Не все поняли, что эпатаж наш был не ради эпатажа. Мы с режиссером задавались вопросом: «Как ставить оперные спектакли сегодня?» Спектакль начинался как абсолютно классическая опера в роскошных декорациях и костюмах, в обстановке венецианского карнавала. Потом появляется Дулькамаро со своим любовным напитком и предлагает всю эту оперу играть по-другому.
Бывают и мимолетные романы, и прочные браки
— Ваш коллега Эмиль Капелюш однажды сказал, что отношения режиссера и художника, работающих над спектаклем, напоминают отношения мужчины и женщины. Сложные, противоречивые, эмоциональные. Иногда возникают удачные и прочные союзы, но чаще отношения омрачаются бесконечными ссорами и недопониманием. Вы согласны с ним?
— Случаются разные истории. Отношения между режиссером и художником — это не только отношения двух профессионалов, но и двух разных людей, которым, чтобы создать что-то хорошее, необходимо прийти к взаимопониманию. Но для этого, в сущности, нужно не так уж много — чтобы люди умели друг друга слушать. Мне неинтересно полностью подчиняться диктату режиссера. У меня нет гордыни. Но я знаю, что, какой бы ни была режиссерская концепция, визуальный мир спектакля — это все равно творение художника. Даже если художник создаст плохой мир — это будет его мир!
В программу IX Международного фестиваля балета «DANCE OPEN» кроме традиционных мастер-классов и конкурса вошла серия юбилейных гала-концертов «Балетные легенды Санкт-Петербурга».
- 28 марта. Посвящение Татьяне Вечесловой.
- 29 марта. Посвящение Константину Сергееву.
- 30 марта. Посвящение Галине Улановой.
- 31 марта. Посвящение Вахтангу Чабукиани. Место проведения — Михайловский театр.
- 2 апреля. Гала-концерт мировых звезд балета в БКЗ «Октябрьский», посвященный Наталье Макаровой.
В этот же день в Мраморном зале Российского этнографического музея откроется выставка фотографий, запечатлевших русскую балерину.