Выход на плоскость: выше некуда
До 11 марта в выставочном пространстве «Art Space SPb» открыта выставка Алексея Смоловика «Атрибуты визуального культа».
Зрители попадают в пространство чистой формы и переходящих друг в друга цветов. Живописные полотна представляют собою решетки — то контрастные, то монохромные, а объекты так или иначе варьируют тему цветной точки: это разноцветные бусы, соединенные в цепи разной длины. «Известный американский арт-критик Розалинда Краус говорила — весь модернизм, развиваясь, приходит к решетке. Решетка — это мужское начало, а точка — женское. Интересно, что об этом же в свое время писал и Павел Флоренский», — объясняет Алексей. Многие «бусы» заканчиваются связками колокольчиков — художник собирал колокольчики несколько лет, есть среди них и старинные, XVIII и XIX веков, — можно сказать, что цвет переходит в звук. Как объясняет сам Алексей, цель проекта — развитие синестетики, методики перевода одних эстетических форм в другие, продолжение и переосмысление традиций русского авангарда и обэриутов. «Известно, что Михаил Матюшин при жизни не успел доработать свои таблицы звука и цвета, — мы решили попробовать восполнить этот пробел…»
А еще художник считает, что русский авангард — прямой наследник древнерусского искусства: «Леонардо и Рафаэль могли отразить только чувственность. А Рублев — это выход на плоскость: все линии созвучны друг другу, все органично, выше идти некуда. А русский авангард — это вторая волна. Европа ушла в чистый дизайн, но первичен рост личного сознания художника, а не формализм и дизайн». Соединяя плоскость и объем, цвет и звук, Алексей Смоловик следует провозглашенной в свое время Михаилом Матюшиным технике расширенного смотрения: «В любой момент времени пребывать во всех сферах восприятия, соединить все чувства». То есть зритель предстает не пассивным созерцателем, а творцом собственного пространства с возможным выходом в четвертое измерение…
Татьяна КИРИЛЛИНА
Фото Дениса МОИСЕЕНКО
Метки: Пятничный выпуск Темы выходного дня
Важно: Правила перепоста материалов