Вышел 10-й том Книги памяти
30 октября День памяти жертв политических репрессий. В Петербурге в преддверии этого дня был представлен очередной — уже десятый — том Книги памяти «Ленинградский мартиролог», со сведениями о 4397 гражданах, расстрелянных в Ленинграде в мае — сентябре 1938 года.
30 октября День памяти жертв политических репрессий.
В Петербурге в преддверии этого дня был представлен очередной — уже десятый — том Книги памяти «Ленинградский мартиролог», со сведениями о 4397 гражданах, расстрелянных в Ленинграде в мае — сентябре 1938 года. Публикация же списков убитых началась в январе 1990 года — в газете «Вечерний Ленинград».
Об этой работе рассказывает историк Анатолий РАЗУМОВ, руководитель центра «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке. Сегодня Анатолий Яковлевич, стоявший у истоков создания «Ленинградского мартиролога», напоминает о событиях конца 1980-х годов:
Анатолий Разумов.
— Тогда вся страна бурлила, это была естественная задача: восстановить имена репрессированных. Началась кампания по реабилитации, по масштабам несопоставимая с той, что была проведена в 1950-е годы.
При Ленинградском горисполкоме действовала Комиссия по розыску и установлению мест захоронения жертв сталинских репрессий 1930 —1940-х, начала 1950-х годов. Архив Управления КГБ передавал списки расстрелянных в Ленгорисполком. «Вечерний Ленинград» был в ту пору органом исполнительной власти, и, соответственно, для публикации списки поступали в газету.
— Это была взрывная волна, — так отзывается об эффекте первых же списков Анатолий Разумов. — Люди стали следить за каждой публикацией, рассказывать в письмах свои истории, подсказывать новые места погребения расстрелянных.
К этому времени уже был найден могильник НКВД — МГБ под Ленинградом, названный в первых же публикациях о нем «Левашовской пустошью». Колонку мартиролога в «Вечёрке» называли поначалу также «Левашовская пустошь». В июле 1989 года Левашовское кладбище — по официальным оценкам, место погребения почти 50 тысяч убитых в 1937 — 1954 годах — признали мемориальным.
— Благодаря откликам читателей были выявлены и другие места погребений, — продолжает Анатолий Яковлевич. — Газета рассказала об урочище Койранкангас на полигоне под Токсовом, месте расстрелов в 1920 — 1930-х годах. О тайных рвах на Преображенском кладбище, или кладбище Жертв 9-го Января.
За семь лет в газете были опубликованы примерно 14 тысяч имен. Колонка прекратилась только тогда, когда был налажен выход томов Книги памяти. При этом газета постоянно публиковала счет для их издания. Государство средств на это не находило, а читатели собрали несколько десятков тысяч рублей. Первый том вышел в 1995 году, через год второй, потом издание приостановилось. Сейчас «Ленинградский мартиролог» субсидируется через комитет по социальной политике города, в год выходит по одному тому, а впереди еще не менее десяти.
Сколько всего имен окажется в «Ленинградском мартирологе»?
— Только в ходе репрессий 1937 года, которые предприняли в стране перед годовщиной сталинской конституции и декабрьскими выборами в Верховный Совет СССР для очистки страны от всех неблагонадежных, в Ленинграде были расстреляны более девятнадцати тысяч человек вместо четырех тысяч запланированных. Мы уточняем число убитых постепенно, работая над томами Книги памяти. Но окончательных цифр, наверное, никогда не узнаем, ведь часть документов изначально фальсифицирована, а красный террор и вовсе почти не документирован.
— Мы в городе сейчас — фантастически случайно — обрели первые могилы жертв этого террора, — говорит Анатолий Яковлевич об останках, найденных недавно при ремонтных работах в Петропавловской крепости. — Около ста останков найдено! Я пришел на раскоп, когда о нем стало известно из средств массовой информации. Ни цветочка, ни людей, которые приходили бы поклониться. Да, произошло невероятное, и, я думаю, со временем это будет одним из мест поклонения. Да почему со временем! Я лично решил, что 30 октября не на Троицкую площадь к Соловецкому камню вначале пойду, а отнесу цветочки туда, к стене Петропавловки напротив Артиллерийского музея.
Теперь Ленинградский мартиролог — многотомное издание.
Фото автора
Сайт центра «Возвращенные имена» — www.visz.nrl.ru. С этого года на сайте представлена также Книга блокадной памяти.