«Я должен был бы сделать больше, но сделал, что успел, что смог...»
Эти слова были последними в жизни маршала Советского Союза Леонида Александровича Говорова. 19 марта 1955 года, умирая в подмосковной Барвихе, он только их и успел продиктовать сыну Владимиру.
За Нарвскими воротами, если смотреть на них со стороны проспекта Стачек, на круглой части одноименной площади в 1999 году был установлен памятник советскому полководцу, на постаменте которого выбита надпись: «Маршалу Говорову — благодарные горожане».
Первоначально памятник предполагалось поставить в саду 9-го Января, одна сторона которого выходит на улицу Маршала Говорова, но в итоге его установили на площади Стачек. На первый взгляд фигура маршала теряется за массивными Нарвскими воротами. И тем не менее это место можно назвать наиболее удачным для памятника военачальнику, с чьим именем связывается освобождение Ленинграда от фашистской блокады.
Нарвские ворота, поставленные в честь русских войск, разбивших Наполеона, всегда считались символом Победы. На плакатах времен Великой Отечественной войны танки, выпускаемые Кировским заводом, изображались на фоне Нарвских ворот. Леонид Говоров стал символом Ленинградской победы.
По правую руку от маршала отходит в сторону парка Екатерингоф Перекопская улица, названная так в память о взятии Красной Армией Перекопа в ноябре 1920 года. Именно тогда за бои у Каховки и штурм Перекопа Леонид Говоров получил свой первый орден Красного Знамени — высшую по тем временам награду РККА.
Улица Маршала Говорова в Кировском районе.
Военная судьба крестьянского паренька из Вятской губернии началась в 1918 году, когда его, приехавшего в Елабугу к родителям, мобилизовали в армию Колчака. Но подпоручик Говоров провоевал в этой армии недолго, потому что взгляды на будущее России у него были отличные от взглядов легендарного белого адмирала. С частью солдат своей батареи он перешел в Красную Армию.
Его «белое» прошлое сначала вызвало сомнения руководства Ленинграда, когда в апреле 1942-го генерал Говоров был назначен командующим Ленинградским фронтом, однако вскоре первый секретарь обкома Жданов скажет, что лучшего командира для Ленфронта было не найти.
За педантичную любовь к точности его звали аптекарем, за неразговорчивость — сухарем, а легендарный сапер Иван Иванович Соломахин, имя которого также носит проезд в Кировском районе нашего города, сказал как-то: «Ленинградский фронт под командованием Говорова «стал академическим». В этом — одновременно и уважение, и объяснение прикрепившихся к военачальнику прозвищ.
Нельзя не вспомнить о его роли в легендарном концерте, состоявшемся 9 августа 1942 года в Большом зале Филармонии, когда была исполнена Седьмая симфония Шостаковича. Под руководством Говорова была разработана операция «Шквал», которая предотвратила бомбежку Ленинграда во время прямой трансляции героической симфонии в радиоэфире.
Под руководством Говорова разрабатывалась операция «Искра», в ходе которой 18 января 1943 года была прорвана блокада. Стоит вспомнить, как, готовя эту операцию, командующий фронтом доводил до изнеможения солдат и командиров на учениях, тренируя их перед предстоящими боями. Для чего? Да для того, чтобы избежать лишних жертв. Он, как наследник Суворова, знал: тяжело в ученье, легко в бою. И хотя бои были очень и очень кровопролитные, физическая и тактическая подготовка, поставленная Говоровым, спасла жизни многим советским солдатам и офицерам. Мужественный человек, он сам в случаях необходимости неоднократно находился на передовом рубеже под обстрелом врага.
Звание Героя Советского Союза маршалу Говорову (маршалом он стал летом 1944-го после освобождения от финских войск Карельского перешейка) было присвоено ровно через год после полного освобождения Ленинграда от блокады, 27 января 1945 года.
В 1956 году на доме № 29 по Кронверкской улице, в котором с 1942-го по 1946-й жил Леонид Александрович, установили посвященную ему мемориальную доску. Через два года в Кировском районе появилась улица Маршала Говорова, а 25 января 1999 года на площади Стачек был поставлен памятник маршалу работы скульпторов Вениамина Боголюбова, Бориса Петрова и архитектора Елены Шаповаловой.
Фото Натальи ЧАЙКИ