Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 7 мая 2024

Я легко могу выучить текст Чехова, а собственный запомнить не в состоянии


В российский прокат вышел фильм «Сатисфакция», где Евгений Гришковец един в трех лицах: автор сценария, продюсер и исполнитель главной роли

Фильм построен на разговоре двух мужчин, которые в конце концов выясняют отношения с помощью дуэли. Причем действие происходит не в пушкинские времена, а в наши дни в Иркутске.

Иркутская рулетка

— Евгений Валерьевич, это правда, что в какой-то момент съемки «Сатисфакции» в Иркутске были приостановлены из-за визита премьер-министра Владимира Путина?

— В день визита у нас как раз намечалась сцена во дворе, где мой герой стреляет из пистолета… И требовался именно боевой пистолет, потому что снимали крупным планом, чтобы было видно, как вылетает гильза. Ведь если что не так, то любой, даже неспециалист, заметит разницу. Нам это оружие предоставили специальные инструкторы, которые следили за всем процессом. Но надо же такому случиться, что именно в это время наш премьер-министр прибыл на Байкал. И, хоть он был на огромной глубине в батискафе «Мир», а мы за километры от него, любое использование боевого оружия в этот день было запрещено. Так мы потеряли один съемочный день. А назавтра Путин должен был улететь, но по какой-то причине задержался — и мы потеряли еще один день, при своем сверхплотном графике. Так что мобилизоваться пришлось на все сто. Но, как это часто бывает в кино, в итоге сцена в фильм так и не вошла. Однако выстрелил я хорошо!

Наши актеры не умеют носить дорогие пиджаки

— Вначале вы пригласили на вторую главную роль вашего соперника — распиаренного Ивана Урганта, но потом взяли малоизвестного актера Дениса Бургазлиева. Испугались конкуренции с медийной звездой?

— Что правда, то правда: сначала я сделал предложение Ивану Урганту. Ване очень понравился сценарий, мы обсуждали это, потом я посмотрел несколько картин с его участием и понял, что он очень одаренный драматический актер, а не только самый востребованный шоумен. Но все-таки у Вани огромный бэкграунд жизненного благополучия, он невероятный счастливчик, он несколько лет создавал такой образ и публикой именно так воспринимается. А герой «Сатисфакции» — другой. Такое было легкое отчаяние, в этом поколении я не видел никого, вообще никого. Даже появились мысли пригласить иностранного артиста — польского, чешского, потом его озвучить, чтобы было другое, свежее лицо. Но совершенно случайно по ТВ я увидел незнакомого мне актера Дениса Бургазлиева.
После первой же пробы стало ясно: вот он, и больше никого не нужно. Мне стоило больших усилий собраться и позвонить Урганту с этой новостью. Оказалось, Денис имеет опыт не только отечественный, но и европейский, даже голливудский. У него большой послужной список, он был идеально готов к работе, в отличие от меня, который не мог выучить… собственный текст.

— Интересно, вы только свои тексты не запоминаете или других авторов тоже?

— Вы не поверите: я могу легко выучить текст Чехова, Тургенева, Гоголя, а собственный — не в силах. Меня все время тянет на импровизацию. А вот Денис выучивал не только свой текст, но и моего героя, подсказывал мне мои фразы и вообще очень помогал на съемочной площадке.
Кстати, в чем еще проблема большинства наших актеров, даже очень известных: они не умеют носить пиджаки! И это не смешно. Если они изображают бизнесменов или менеджеров, делают это из рук вон плохо. А мне нужен был человек, чтобы сыграть крепкого и уверенного в себе менеджера, который говорит, что учился в Лондоне, и его внешний вид не противоречит этому. Который умеет носить пиджак, очки, у которого — осанка, а сам он — из нового поколения, успешный, ироничный…

— Извините, а вы сами пиджак носить умеете?

— Впервые в жизни надел очень дорогой костюм на съемках «Сатисфакции» и понял, что мне это нравится, — он у меня остался после съемок. Но с тех пор я его ни разу не надевал, потому что в нем я буду похож на своего героя или на высокооплачиваемого работника банка. А я не такой, я писатель,  артист и не хочу быть похожим на бизнесмена.

Трусость у мужчин омерзительна

— Ваш герой говорит: отличительная черта настоящего мужчины в том, что он должен о ком-то заботиться. Какие еще черты должны быть у мужчины и как вы относитесь к мнению, что настоящих мужчин нынче очень мало?

— Настоящих вообще мало. Настоящих женщин тоже не много. Конечно, больше, чем настоящих мужчин, но женщины вообще лучше, чем мужчины. Потому что мужчины сотканы из самолюбия, и из-за этого все наши страдания, мнительность, ревнивость и прочее. Я терпеть не могу жадных и трусливых мужчин. Глупый мужчина — тоже нехорошо, согласен. Но бывают веселые и глупые добряки — это неплохо. Мужчина может скрыть свою глупость молчанием, хорошей одеждой, наконец, жена из мужа может сделать что угодно, создать любой имидж. Но жадность и скупость мужчина скрыть не может. Абсолютно бесстрашных людей я тоже не знаю, либо это совершенно какие-то идиоты. Поэтому нормальной мужской чертой и даже обязанностью является преодоление страха. Если мужчина трусливый и не может преодолеть страх — это проявляется во всем: в походке, в том, как он обращается к женщине или не обращается, боясь отказа, боясь испытать боль уязвленного самолюбия. Такие люди могут быть довольно успешными в силу своей изворотливости, осторожности и хитрости, но трусость всегда омерзительна — особенно у мужчин.

Новые «Бигуди», или «Радио для одного»

— Вы не раз утверждали, что петь не умеете…


— Ну так я и не пою. Мы выпускаем альбомы, но это, конечно, никакое не пение. Я не музыкант, не могу написать песню. Единственное, что я могу, — написать и проговорить текст. Я даже не могу начитать рэп — у меня не хватает музыкальности.

— Однако ваша группа «Бигуди» весьма популярна, совсем недавно выпустила новый альбом…

— Кстати, в фильме у нас использована музыка группы «Бигуди», и звучит она очень здорово, фирменно, классно, и у нас очень много хороших отзывов по поводу саундтрека. А наш новый альбом называется «Радио для одного». Мы четыре года ничего не выпускали и решили сделать коротенький альбом — в нем всего 10 песен на 42 минуты. Лаконичный, внятный по музыке, он более простой. Там не так много того самого фирменного звучания, электроники, а есть реальная гитара, барабаны, красивые мелодии. Это такой альбом признания в любви. Одинокое высказывание довольно взрослого мужчины о любви к женщине. Вот 10 песен посвящены только этому.

— Петербургский зритель оценил ваши спектакли, вы собирали аншлаги на презентациях своих книг, вы давали концерты в нашем городе… И вот теперь новый этап — кинопремьера!

— Про Питер мне сложнее всего говорить, потому что это очень трудный «объект». Здесь прошло мое детство, я ходил в садик и школу. Город мечты, куда хочется уехать, потому что там для родителей была молодость, а для меня — детство. И конечно, питерская публика непростая, взыскательная. В Москве, если спектакль не блестящий, люди досматривали до конца, не покидали зал. В Питере терпеть не будут, просто встанут и уйдут.

Беседовал Болеслав СОКОЛОВ

↑ Наверх