Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 апреля 2024

Южно-Приморский парк обновится, но сохранит историю

Если проехать по Петергофскому шоссе, нельзя не заметить, что на всей территории Южно-Приморского парка, примыкающего к трассе, кипит работа. С прошлого года здесь ведется капитальный ремонт, поэтому постоянно урчит строительная техника, появляются свежие траншеи ..

Если проехать по Петергофскому шоссе, нельзя не заметить, что на всей территории Южно-Приморского парка, примыкающего к трассе, кипит работа. С прошлого года здесь ведется капитальный ремонт, поэтому постоянно урчит строительная техника, появляются свежие траншеи, специалисты в рабочей одежде и резиновых сапогах что-то оживленно обсуждают.

Корреспондент «Вечёрки» прогулялась по парку и увидела своими глазами, насколько грандиозные планы сейчас реализуются на огромной территории одного из уникальных зеленых комплексов Петербурга.

Раз в неделю в стройгородке Южно-Приморского парка встречаются представители комитета по охране памятников (КГИОП), Красносельского района, заказчика работ (ГУ «Центр комплексного благоустройства») и подрядчика. Они совместно с проектировщиками и инженерами парка контролируют процесс капитального ремонта на участке Южно-Приморского парка протяженностью 7 километров, состоящем из пяти парковых комплексов. Объект включен в адресную программу под названием «Озеленение Петергофского шоссе».

Участок протянулся вдоль Петергофского шоссе, которое является правительственной трассой, а также основной транспортной артерией, связывающей Петербург с историческими дворцово-парковыми ансамблями — Стрельной, Петергофом, Ораниенбаумом. Работы по его капремонту начались одновременно с работами на трассе в октябре 2007 года, а окончательно завершиться должны в декабре 2010-го.

Парк на месте бывших усадеб


Представители КГИОП анализируют исторические материалы. Ведь воссоздаваемый парк является памятником культурного наследия с точки зрения как истории, так и садово-паркового искусства. Еще по приказу Петра I прибрежные участки, расположенные вдоль Петергофской дороги, были отданы во владение его приближенным с целью превратить эти дикие места в загородные дачи с парками, сенокосными угодьями, жилыми и хозяйственными постройками. В границы парка входят участки дач Эбсворд, Чидсон, Демидова, Миниха, Воронцова, фон Моллер, Балк-Полева.

При проведении капремонта необходимо максимально сохранить все черты исторически сформировавшегося ландшафта. Они прослеживаются практически на протяжении всего усадебного комплекса. К его элементам можно отнести рельеф, систему пейзажных прудов в окружении ив, лиственную аллею-дорогу середины XVIII века, которая вела к усадьбе фон Моллер, живую изгородь из желтой акации вдоль Петергофской дороги. Перед зданиями усадеб Миниха и Воронцова, возведенными на террасах, сочетание полуоткрытого пространства по периметру и открытого по центру (водная гладь пруда и газон) позволяет раскрыть вид с Петергофской дороги на их фасады (в XVIII веке из окон упомянутых зданий открывался вид на Финский залив). Охраняется также дубовая аллея, проложенная в XIX веке по территории дачи Елизино.

Новый пруд — гордость проекта

Андрей Смирнов, начальник отдела капитального ремонта объектов зеленых насаждений ГУ «Центр комплексного благоустройства», рассказал корреспонденту «Вечёрки», что на пониженном, заболоченном участке усадьбы фон Моллер сформирован новый искусственный пруд, органически вписавшийся в исторический ландшафт. Это гордость всего проекта. На него возлагается двойная роль — функциональная (осушение территории) и эстетическая.

— Новый пруд устроен по старинной технологии XIX века, и он уникальный, — рассказывает Андрей Смирнов. — Раньше делали нечто подобное, но не в таком объеме. Зеркало пруда — 3980 квадратных метров. На этом участке всегда очень плохо уходила вода, все время блестели лужи. Из-за того что участок пониженный, проблему заболоченности невозможно было решить. Теперь пруд будет исполнять роль большого накопителя, откуда вода будет уходить под шоссе и дальше в залив. Самый тревожный момент для нас — это выяснить, удался ли проект с гидротехнической точки зрения. Это станет ясно со временем.

Вместе с Андреем Смирновым мы побывали на разных участках Южно-Приморского парка и оценили уже проделанную работу. Впечатляет созданное укрепление берегов одного из прудов: по периметру их удерживают деревянные сваи, которые не дают очертаниям берегов расплыться, а деревьям осесть в воду. Между рядами свай — отсыпка из гранитного щебня. По словам Андрея Смирнова, так же делали и в XIX веке, разница только в том, что сваи теперь не забивают вручную.

Мы следуем дальше, по извилистым грунтовым дорожкам. Кажется, что парк полностью создан природой, — настолько его композиция нелинейна и разнообразна. Но все же многие элементы здесь искусственные. Андрей Смирнов объяснил, что все дело в стиле этого парка — он пейзажный.

— Бывают регулярные, пейзажные и смешанные парки. Регулярные появились в России в петровское время, когда царь вернулся из поездки во Францию под большим впечатлением от садов Версаля и Во-Ле-Виконта, творений великого Ленотра. Это парки с четкими, выверенными линиями, открытыми пространствами, например как Константиновский. В екатерининское время в Европе произошла смена стилей, и с 1760 года в России стали появляться пейзажные парки. Такие, как Павловск, Гатчина, Баболовский, Александровский. Только кажется, что пейзажный парк легче устроить, чем регулярный: это настоящее искусство — превзойти природу в свободном и одновременно гармоничном формировании ландшафта.

Старые деревья стараются сберечь

Практически на всей территории парка из-за сильной заболоченности местности устраивается дренаж. На уже осушенных участках высаживают новые деревья. Только ив представлено более десятка видов. Некоторые деревья нуждаются в лечении: нужно выбрать гнилую древесину, здоровую обработать антисептиками, замазать порезы и места с отодранной корой садовым варом. Старые и совсем больные деревья приходится вырубать. Некоторые пересаживают, если они не представляют особой ценности, а на их месте нужно проложить дорожку.

На пространстве от проспекта Маршала Жукова до улицы Партизана Германа, расположенном под высоковольтной ЛЭП, посадка деревьев запрещена. Поэтому здесь будут использовать кустарники спиреи, жимолости, сирени.

Вдоль южной стороны парка от трамвайных путей на одном из участков высадят живую изгородь, для создания декоративного эффекта. Она скрасит монотонность зеленого ковра газонов и поспособствует очищению воздуха от выхлопных газов. Для нее используют розу морщинистую (смесь сортов с белыми и розовыми цветками). На месте бывшей детской площадки, расположенной перед усадьбой Миниха, планируют устроить площадку для тихого отдыха. Детскую площадку разместят восточнее, перед усадьбой Воронцова, так как это место больше отдалено от шоссе и защищено деревьями от дорожной пыли.

— В настоящее время подрядчик высадил запланированные деревья и кустарники примерно на треть. Мы, как заказчик работ, теми экземплярами не совсем довольны и добиваемся их замены на более качественные, — говорит Андрей Смирнов. — Но время еще есть. Несмотря на то что впереди еще год работ, мы добиваемся более точного исполнения технологии работ, а значит, и соответствия каждого высаживаемого дерева его роли в ландшафтно-исторической композиции.

Южно-Приморский парк (до 1991 года — парк имени Ленина) — крупный парк в Красносельском районе Санкт-Петербурга. На юге ограничен Петергофским шоссе, на востоке — улицей Доблести, на севере и северо-западе выходит к Финскому заливу. Площадь — примерно 85 га. Освоение территории началось еще в 1710 году, когда прибрежные земли Финского залива были отданы под строительство «поморских дач». Имения много раз меняли владельцев, однако при этом пейзажные парки разных планировок воспринимались как единое целое. Для путника, проезжавшего мимо усадеб, границы между участками практически стирались. Петергофская дорога постепенно превращалась в одно грандиозное парковое образование.

Урбанизация Петергофской дороги повлекла за собой массовое уничтожение усадеб и парков. Однако в 20 — 30-е годы эта территория вошла в рекреационную зону «Приморский парк». Сам Южно-Приморский парк создан в 1960 — 1970-е годы коллективом под руководством архитектора А. Г. Лелякова на заболоченной литоральной террасе. Парк нес идею формирования «морского фасада Ленинграда», частью которого должен был стать.

Справка «ВП»

Адресная программа капитального ремонта объектов зеленых насаждений, финансируемого за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на 2009 год, кроме работ по озеленению Петергофского шоссе включает еще несколько объектов.

 Ремонтно-реставрационные работы Московского парка Победы (2008 — 2013). Меняется система наружного освещения (первый этап капитально-реставрационного ремонта). Установлено 495 светильников мощностью 150 — 250 Вт вместо 95 старых. Дальше — прочистка прудов, устройство дренажа, канализации, замена дорожных покрытий, посадки деревьев и кустарников. Аукцион на выбор подрядчика должен состояться в этом году.
 Сад в 23-м квартале «Гражданки» (2008 — 2009) — капитальный ремонт, сдается в середине ноября. Спортплощадка, велодорожки, детский игровой комплекс.
 Благовещенский сад (2008 — 2009). Воссоздан на период 30-х годов XIX века. Капремонт закончен, в начале ноября будет принят госкомиссией. Сад оборудован новой системой освещения и детскими комплексами. Отличные посадки сортовой сирени, ирисов, диких дальневосточных яблонь с красноцветными цветками.
 Конногвардейский бульвар (2007 — 2009). Капитальный ремонт почти закончен, окончание работ — 15 декабря.
 Некрасовский сад (2009 — 2010). Планируется восстановление исторической ограды, планировки.
 Сад Опочинина (2009 — 2010). Сейчас готовится конкурс для фирмы-подрядчика, которая будет выполнять работы. Весьма важный репрезентативный объект напротив Морского вокзала и «Ленэкспо».

↑ Наверх