Газета выходит с октября 1917 года Sunday 26 января 2025

Юко Кавагути и Александр Смирнов: после наших травм Берн — это хорошее начало

Лучший результат среди питерцев на чемпионате Европы выдали, как обычно, ученики Тамары Москвиной

Лучший результат среди питерцев на чемпионате Европы выдали, как обычно, ученики Тамары Москвиной

Единственную питерскую медаль на чемпионате Европы по фигурному катанию в Берне — серебряную — завоевали Юко Кавагути — Александр Смирнов. Ученики Тамары Москвиной, которые утратили свой титул чемпионов континента, завоеванный в прошлом сезоне в Таллине, тем не менее оценили свое выступление в Швейцарии как маленькую победу.

Бернский холод останется в мышечной памяти

— Какие ощущения остались от чемпионата? Разве серебро — не шаг назад?

Александр Смирнов: — Считаю, что мы с Юко справились с поставленной задачей: выступили очень достойно. После всех наших травм это хорошее начало. Да, именно начало — пусть «серебряная», маленькая, но все-таки победа. Тем более мы завоевали малые золотые медали в произвольной программе.

Юко Кавагути: — Самое главное, что мы с Сашей довольны тем, как откатались в Берне. А то, что заняли второе место, а не первое, так это спорт. Претензиям в нем места нет.

— Тамара Москвина считает: вы своим катанием олицетворяете «мощь, силу, уверенность и превосходство»...

А. С.: — Тамара Николаевна права. Она очень много времени уделяла короткой программе на музыку «Так говорил Заратустра»: создавала образ, вкладывала в нас душу. Думаю, на чемпионате Европы мы выдали эту мощь, которую Тамара Москвина стремилась в нас вложить. Поэтому наш тренер осталась довольна прокатом.

Ю. К.: — Когда катаюсь, я про перенесенные операции не думаю. У меня мозгов не хватает — думать про «болячки» и травмы на льду (смеется).

— …И тем не менее Алене Савченко и Робину Шолковы вы, в отличие от прошлогоднего чемпионата, проиграли — немцы вошли лидерами парного катания в Европе в новый олимпийский цикл. Хотя, казалось бы, побеждать Савченко — Шолковы вы научились…

А. С.: — Ну, до Олимпийских игр прилично времени. Одни соревнования не сделают погоды. Впереди много турниров, на которых мы поборемся с Савченко — Шолковы. Главное, мы с Юко не падаем духом.

— Дикий холод на арене — главный символ бернского чемпионата?

А. С.: — Да уж, мы его запомним. Холод остается в голове, в мышцах — к таким условиям мы не готовились. Знай я заранее, что на арене будет «морозильник», то в «Юбилейном» катался бы голышом, чтобы привыкнуть к ощущениям. Очень странно, что организаторы столь крупного международного соревнования предоставили спортсменам отвратительные условия.

Ю. К.: — Я все-таки родом из Токио, а не с острова Хоккайдо, где мороз — в порядке вещей. А с холодом все «парницы» боролись одинаково: натирались мазью (никофлексом. — Прим. ред.), надевали лишние пары колготок.

— А что произошло на старте вашей произвольной: вы словно примерзли ко льду?

А. С.: — Мы ждали своей очереди в теплой раздевалке. Лезвия коньков тоже немного нагрелись. Остывают они медленно. И пока мы стояли в начальной позе предусмотренные по программе 15 секунд, коньки «впаялись» в лед. Вот и сложилось впечатление у публики, что покатились мы не плавно, а рывком. Мы и пошутили: дескать, примерзли ко льду. Мышцы, если честно, задубели. Жаль, судьи не позволили бы выступать закутанными в одеяла, — мы бы с радостью.

До чемпионата мира вернем цельность

— Чемпионат мира состоится в марте в Токио — на родине вашей партнерши. Это добавляет особых эмоций?

А. С.: — Только положительных. Мне очень нравится в Японии — там фигуристов всегда хорошо принимают, замечательно организуют соревнования.

— Именно в Токио состоится международный дебют новообразованной российской пары — бывшего питерца Максима Транькова и бывшей украинки Татьяны Волосожар, которые с большим преимуществом опередили вас на чемпионате России в Саранске…

А. С.: — Здоровая конкуренция никому не вредила — хорошее соперничество пойдет на пользу и нам, и Волосожар — Транькову.

— Какие изменения вы внесете в программы перед чемпионатом мира?

Ю. К.: — В Берне наше выступление в короткой программе потеряло цельность из-за маленьких ошибок. Это испортило общее впечатление. Надо совершенствоваться, много работать. В этом сезоне из-за травм, из-за лечений мы поздно приступили к подготовке. Но время еще есть — как раз успеем до чемпионата мира.

Как стать лучшим партнером

— Юко отзывается о вас как о лучшем партнере. Между тем в парном катании важно уметь не надоесть друг другу за долгие годы совместных сборов и тренировок. Откройте секрет, как это удается?

А. С.: — Думаю, для этого необходимо избавлять напарника от собственных проблем — не стоять у него над душой, а, наоборот, в общении с ним излучать оптимизм. И тогда, уверяю вас, даже если вы будете общаться с человеком 24 часа в сутки, он вам не наскучит и не надоест.

— С победного для вас чемпионата Европы в Таллине болельщики в нашей стране воспринимают вас как звезд фигурного катания. Не предлагают ли вам, например, кататься в перспективе в шоу «Лед и пламень», состав участников которого уже приелся, требует разнообразия?

А. С.: — Да не считаю я себя звездой! Я обычный спортсмен, как и все. Просто занимаюсь любимым делом на льду, и меня показывают по телевизору. А кто-то занимается любимым делом в школе или на заводе. Но тот же «Ледниковый период»,  на мой взгляд, был интересным проектом: многие мои друзья смотрели его регулярно. К тому же это шоу повышало популярность фигурного катания.

— Удивлены, что шоу «Лед и пламень» популярнее спортивного фигурного катания?

А. С.: — Удивительно то, что телеканалы транслируют шоу-проекты в удобное вечернее время, а фигурное катание не показывают вообще. Зачастую состязания показывают только по коммерческим каналам. Это я считаю преступлением со стороны центрального телевещания. Когда я рос, фигурное катание, как и балет, не уходило с экрана: переключал кнопку — или балет, или фигурное катание. И это развивало людскую культуру, поднимало человеку дух, как любое искусство.

— Правда, что, когда вы начинали кататься вместе с Юко Кавагути, ваша мама «подкармливала» миниатюрную партнершу холодцом и блинами с мясом — потому что хрупкая, по ее мнению, японка ничего не ела?

А. С.: — Да. В крови всех мам, наверное, заботиться о детях, и не только своих. Но Юко только внешне выглядит слабой и хрупкой. На самом деле она очень волевой и сильный человек.

Беседовал Владислав ПАНФИЛОВ
Фото Бориса ОСЬКИНА

↑ Наверх