Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Юрий Александров: Любовь — единственное, что может спасти молодежь

В театре «Санкт-Петербург Опера» состоялась премьера оперы Джакомо Пуччини «Богема». Ближайшее представление — 2 марта

В театре «Санкт-Петербург Опера» состоялась премьера оперы Джакомо Пуччини «Богема». Ближайшее представление — 2 марта

Юрий Александров сделал ставку на молодых солистов, которым легче и понять, и сыграть юных героев лирической драмы Анри Мюрже. Да и зрителям будет легче воспринимать происходящее на сцене, если там действуют их ровесники, а не маститые певцы и тучные примадонны средних лет. Опера исполняется на итальянском, но это совсем не мешает пониманию драмы, ведь язык музыки не требует перевода.
Режиссер перенес время действия оперы из девятнадцатого века прямиком в двадцать первый. По либретто во второй картине первого действия друзья встречаются в кафе. В спектакле кафе сильно напоминает то ли «Макдоналдс», то ли «Сабвэй». Наверху висит меню с подсветкой: гамбургеры, картошка фри, хот-доги (цены, кажется, в евро). Всюду снуют официанты в оранжевой униформе, в кепках того же цвета. На спинах у официантов — принт портрета... самого улыбающегося Александрова!
Молодежь, сидящая в кафе, одета по последней моде: например, Мюзетта — в коротком обтягивающем черном платье, расшитом пайетками. Когда она поет свою арию, невольные слушательницы кафе томно покачиваются в такт, подняв руку с зажигалкой.
Хотя если костюмы героев в принципе вписываются в современную моду, то как быть с железной печуркой или пишущей машинкой, на которой сегодня не работает ни один даже самый бедный писатель или журналист?
В финале все «посетители» кафе натягивают на голову заячьи ушки (по либретто Иллика и Джакоза действие происходит в предновогоднее время) и веселятся. Очевидно, в следующем году придется делать драконьи хвостики.
Все очень жизненно. Мими, которой суждено скоро умереть, так кашляет, что хочется подойти к ней и сказать, чтобы пела свои арии потише.
После премьеры корреспондент «ВП» поинтересовалась у режиссера, что он думает о молодежи.

— Вы отошли от политики, сделав спектакль о чистых чувствах, о молодых...

— Я очень озабочен состоянием дел с нашей молодежью.

— Что ее может спасти?

— Внимание государства, которое должно понимать, что молодежь либо сидит в тюрьме, либо готовится к посадке в тюрьму, либо занимается охраной всяких универсамов. Это страшно! Мы смеялись над общественными молодежными организациями, теперь их нет. А комсомол объединял! Молодежь сейчас предоставлена сама себе, она никому не нужна. Единственное, что может вдохнуть в молодежь духовность, — любовь. Но это понятие выворачивается наизнанку в том же «Доме-2»! Видимо, кому-то это надо? Сейчас молодые люди даже стараются вместе не жить! Они конфликтуют, каждый борется за свое существование, за свою копейку. Я хочу, чтобы они жили вместе, делились последним куском! Спектакль жесткий, но не ожесточающий. Очень простой.

— Ваш театр тоже спасает молодежь, ведь у вас работают в основном молодые девушки и юноши?

— Да, и мне важно было, чтобы они поняли, что такое таинство любви, романтика этого чувства. Кстати, Мюзетта (Светлана Арзуманова) только что окончила Консерваторию, это ее первая роль! Представляете, что она будет вытворять через 2 — 3 года?

— Да, она очень ярко выступила...

— Раньше меня очень волновала тема женщины в обществе, так появились «Чио-чио-сан», «Поругание Лукреции», «Травиата», «Тоска». Я выговорился на эту тему. Кто будет реализовывать великие идеи Сколкова через 10 лет, если все будут работать охранниками? Нашим детям очень одиноко! И взрослые наконец должны понять это. Я надеюсь, что наш спектакль сумеет хоть чуть-чуть компенсировать тот негатив, которым сейчас обрабатывают молодежь. У нас плачут на этом спектакле.

— На футболках изображен ваш портрет...

— Нам нужно было показать типичную забегаловку. Я и поилец, я и кормилец. В театре люди должны и улыбаться, потому что столько негатива идет отовсюду, нас запугивают взрывами, муссонами, паводками, снегопадами, крышами. Если мелькнет улыбочка — уже хорошо.

Антонина РОСТОВСКАЯ

Постановка Юрия Александрова, дирижер — Александр Гойхман, художник — Вячеслав Окунев. В ролях: Владислав Мазанкин (Рудольфо), Андрей Воронин (Марсель), Юлия Птицына (Мими), Светлана Арзуманова (Мюзетта), Евгений Баев (Шонар), Владимир Феляуэр (Коллен).

↑ Наверх