Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Юрий Александров: На этом спектакле мои актеры выросли по-человечески

В театре «Санктъ-Петербургъ Опера» состоялась премьера оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Постановку народного артиста Юрия Александрова посетила наш корреспондент Антонина Ростовская.

В театре «Санктъ-Петербургъ Опера» состоялась премьера оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Постановку народного артиста Юрия Александрова посетила наш корреспондент Антонина Ростовская.

Еще до начала спектакля режиссер Александров был озабочен малым количеством стульев в зале: публики много! Сказать откровенно, я не ждала отклика в своей душе на кровавый и тяжелый сюжет итальянских «Паяцев» (разве может быть приятен дважды убийственный финал оперы?). Однако вопреки ожиданиям я была захвачена заново переосмысленным  сюжетом с самого начала, спектакль смотрелся на одном дыхании: молодые, но очень талантливые певцы демонстрировали потрясающее актерское и вокальное мастерство, прекрасную пластику. Игру разнохарактерных артистов цементировала первоклассная режиссерская работа Александрова.

Действие спектакля, с одной стороны, было перенесено в наши дни (пресс-конференция по случаю премьеры оперы «Паяцы»), а с другой стороны, стало почти вневременным: история актеров, проживающих не только сотни жизней в театре, но и свою собственную жизнь, — действительно тема вечная. Бездна пикантных и красочных эпизодов до сих пор стоит перед глазами: «говорящий» дирижер (Евгений Хохлов, одетый в полосатый свитер), Недда, отвергающая ненавистного Тонио и показывающая ему фигу, плачущая маска из-за кулис. Чего только стоила эротическая сцена Недды (в черных чулках и сорочке) и Сильвио! В зрительном зале публика шалела и цепенела, на пол глухо падали номерки и сумки.

Костюмы второго отделения — радужный фейерверк для глаз: золотой рыцарь-петух с подрагивающим хвостом, двуликий толстый синий гном, разноцветная Коломбина с гигантской ромашкой, коррида с вилками вместо кинжалов. Артисты даже выходили в зрительный зал и кидали в коллег тряпочными помидорами (по сюжету герои оперы разыгрывают представление перед публикой). 

Утверждаю без преувеличения: это — одно из самых адекватных и интересных прочтений «Паяцев». И все ярко, без шаблонов, с юмором!

Юрий Александров после заключительного, третьего спектакля радостно и не без гордости за свой театр пожал руки всем артистам. До того как состоялся праздничный фуршет, я взяла интервью у уставшего, но довольного режиссера.

— Юрий Исаакович, как вы оцениваете работу всех трех составов, представивших три премьерных спектакля?


— Я оцениваю результат не только как педагог, но и как наставник, организатор всего этого  «безобразия» под названием театр. Я должен видеть стимул и перспективы! На этом спектакле мои артисты выросли «по-человечески». У нас прекрасные вокалисты, они умные и пронзительные артисты. Мы это доказали, и у нас это получилось. Вы представляете, что значит три состава? Это беспрецедентный случай в мировой практике! Каждый день новый состав! И при этом я не рисковал качеством: все артисты разные, все молодые, талантливые и интересные. Я доволен, хотя никогда не бываю до конца доволен.

— Что было самым сложным на репетициях «Паяцев»?

— Привести в согласие условность пения и безусловность актерской игры. Это очень сложно. Нельзя просто на автопилоте включить свое «золотое горло». Надо жить, надо «партнировать», «аккомпанировать», тем более что у нас театр ансамблевый. Плюс кураж. Только в великих театрах у великих актеров появлялся кураж, когда человек становился над ролью: не выполнял чью-то волю, а занимался творчеством. У нас это было на трех спектаклях! Но если это станет нормой, это будет правильно.

— Что еще планируете до конца сезона?

— Мы покажем еще одну премьеру — «Орфея» Фомина, будет  концертное исполнение «Богемы» и «В монастыре» Прокофьева. Осенью — гастроли в Израиле.

↑ Наверх