Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Юрий Осипов: Стыдно за случаи формализма

По официальной информации жилищного комитета, на 7 мая 2008 года на жилищном учете в Петербурге состояли 9073 ветерана ВОВ, подпадавших под действие указа президента РФ от 07.05.08 № 714. То есть те, кто был принят на учет до 1 марта 2005 года. Однако в итоге «оптимизации» очереди в ней остались чуть более 7 тысяч человек. Остальные успели за время стояния в очереди улучшить свои жилищные условия или же потеряли право на президентское жилье по иным основаниям — иногда чисто формальным.

По официальной информации жилищного комитета, на 7 мая 2008 года на жилищном учете в Петербурге состояли 9073 ветерана ВОВ, подпадавших под действие указа президента РФ от 07.05.08 № 714. То есть те, кто был принят на учет до 1 марта 2005 года. Однако в итоге «оптимизации» очереди в ней остались чуть более 7 тысяч человек. Остальные успели за время стояния в очереди улучшить свои жилищные условия или же потеряли право на президентское жилье по иным основаниям — иногда чисто формальным.

На 23 марта 2010 года даны квартиры или определены варианты улучшения жилищных условий 6964 ветеранам войны.

Впрочем, фактическое новоселье пока справили только 3838 ветеранов. Еще 2707 человек готовы подписать договоры социального найма и мены в ближайшие две недели — до 15 апреля. Кроме того, 500 ветеранов согласились вместо метров получить деньги и самостоятельно приобретать на них квартиры с учетом уже имеющегося у них жилья.

Недавно исчезло явно несправедливое ограничение о постановке на очередь до 1 марта 2005 года. Благодаря этому удалось поставить на учет еще 694 ветерана. Эти люди получат квартиры в течение года, так как жилья для ветеранов город закупил с запасом. А может быть, просто не рассчитывал, что городскую очередь удастся «оптимизировать» так масштабно — сократить на 2 тысячи очередников.

Самое большое в России число ветеранов Великой Отечественной войны, которые должны получить жилье по президентскому указу, живут в Петербурге. Но реализовать свое право на 36 квадратных метров, гарантированных им указом президента от 7 мая 2008 года, могут далеко не все. Недаром за восемь месяцев работы горячей линии «Вечернего Петербурга» в нашу редакцию за помощью обратились около полутора тысяч человек. Проблемам, которые были выявлены в ходе работы горячей линии, и была посвящена пресс-конференция редактора нашей газеты Константина Микова и председателя жилищного комитета правительства Петербурга Юрия Осипова.


Ирина Владимировна Яворская лично обратилась к Юрию Осипову с просьбой рассмотреть ее ситуацию.


Ручной режим и человеческий фактор

Свое выступление Юрий Осипов начал с благодарности нам, журналистам Балтий-ской медиа-группы, в которую входит «Вечёрка», — за то, что мы помогаем выявлять узкие места в исполнении указа президента. На нашей памяти впервые чиновник высокого ранга благодарил за публикации, которые хорошего настроения властям явно не прибавляли. Причем не за одну или две, а за ряд выступлений на протяжении восьми месяцев работы горячей линии.

Что ж, и мы благодарны за то, что во власти нашлись вменяемые люди и поняли, что газета заботится не о своем имидже, а о вполне конкретных людях — ветеранах, которым по каким-то причинам не удается реализовать свое право на жилье.

Правда, по мнению Юрия Осипова, порядка 80% обращений ветеранов с жалобами безосновательны: люди считают, что их обидели, — но чиновники действовали по закону. Зато примерно пятая часть всех жалоб находит успешное завершение. Жилищникам, правда, стыдно за каждый такой случай — опять-таки, по словам Осипова. Но все работники жилищных отделов районных администраций и жилищного комитета ориентированы теперь не на отказы, а на то, чтобы по максимуму удовлетворить пожелания ветеранов.

— Когда даем тысячи квартир — а такого не было никогда, даже при советской власти, — в дело вступает человеческий фактор, — объяснил Юрий Львович немалое количество ошибок. — Но в комитете работают более опытные юристы, чем в районах. И они в ручном режиме рассматривают каждую конфликтную ситуацию, ищут лазейки в законах в пользу ветеранов. Если есть хоть малейшая возможность отменить отказ в постановке на очередь — это делается незамедлительно. Не наша вина, что многим мы вынуждены отказывать: таков закон. За его исполнением, кстати, строго следит прокуратура.

Ручной режим — это тот самый индивидуальный подход, о необходимости которого уже много месяцев говорит наша газета. Ну, например, семья из восьми человек живет на 73 квадратных метрах. Для постановки на очередь лишними оказываются буквально сантиметры — их-то и принимают во внимание как единственный фактор, позволяющий отказать ветерану в жилье. Однако помимо «квадратов» в законе есть и другие основания для постановки на учет. Теперь комитет обещает их применять чаще, хотя и раньше ничто этому не препятствовало. Впрочем, ныне основная масса ветеранов-очередников уже обеспечена новыми квартирами — хотя бы в виде смотровых ордеров. И от конвейера, вынужденно организованного для распределения семи тысяч квартир, в комитете обещают перейти к «штучной» работе. То есть разбираться с каждым случаем отдельно.

А еще Юрий Львович назвал районы, в которых, по его мнению, больше всего конфликтных ситуаций решается не в пользу ветеранов, хотя могло бы быть и наоборот. Первым среди них — со знаком минус — оказался Калининский район. Тот самый, о претензиях к работе чиновников которого не раз сообщала наша газета. Что ж, остается поверить председателю жилищного комитета, пообещавшему, что самых «выдающихся» по части формализма чиновников он постарается уволить. Он так и заявил: тем, кто не хочет к людям относиться по-человечески, придется искать другую работу.

Смотровые дают липовые?

Город торопится, чтобы в срок до 1 мая отчитаться о полном выполнении программы. В силу этого возникают казусы. Так, наша газета уже рассказывала о ситуациях с задержкой вселения в новостройки, когда ветераны, выписавшись из старых квартир, в новые въехать не могут, так как ключи им не выдают.

— Такое действительно имеет место, — признал Осипов. — Но каждый случай на контроле. (Случай — это не один ветеран, это целый дом, стоящий без новоселов. — М. Г.)  На заседании правительства по этому вопросу недавно был очень жесткий разговор. Скажем, дом стоит, подключен к коммуникациям по постоянным схемам, а документы до сих пор не оформлены. Вследствие этого заселение задерживается. Такая ситуация была на Туристской, 13, на Богатыр-ском, 52, на Маршала Захарова и улице Доблести. Каждый адрес мы контролируем, и подвижки уже есть.

Чтобы ускорить процесс заселения домов по мере их готовности, в практику вошло показывать ветеранам не те квартиры, в которых они будут жить, — в них, допустим, еще идут отделочные работы, — а точно такие же на других этажах. Это господин Осипов нарушением не считает, но полагает, что такая практика вполне позволяет ветеранам представить, в каких условиях они будут жить.

10 лет без права на жилье

Самый острый спор на пресс-конференции возник вокруг проблемы 10-летнего ценза оседлости, который требуется для постановки на очередь в Петербурге. Наша газета считает это абсолютно несправедливым и уже не раз требовала отменить данное ограничение хотя бы для ветеранов. Ведь деньги на квартиры дает федеральный бюджет — зачем же город ограничивает их права своими региональными нормами?

Увы, Юрий Львович вначале постарался журналистов «не понять». Не сдался он даже тогда, когда о своих жилищных бедах ему рассказала гостья БМГ — участница войны, переехавшая в Петербург семь лет назад из Узбекистана. Таких, как она, в городе много. Но получить жилье по президентскому указу им не дает именно городской закон.

— Пока мы решаем вопросы, связанные с обеспечением квартирами имеющихся очередников. После 1 мая, когда основной поток схлынет, постараемся проанализировать, сколько ветеранов страдает из-за 10-лет-него ценза оседлости, — пояснил Осипов. — Только после этого можно будет понять масштаб проблемы и попробовать ее решить.

Тут Юрий Львович попытался было сослаться на федеральное законодательство, которое якобы препятствует городским чиновникам в этом вопросе. А также на то, что финансирование программы было заложено именно под ту очередь, которая уже была зафиксирована в Петербурге два года назад. Однако его тут же остановила депутат Госдумы Оксана Дмитриева, которая связалась с нами из Москвы.

— Федеральный закон тут ни при чем, — объяснила Дмитриева. — Ценза оседлости в нем нет, это местная норма, которую вправе изменить сами власти Петербурга. Внести изменения в свой закон город мог так же оперативно, как были внесены изменения в указ президента по части увеличения площади квартир для ветеранов до 36 квадратных метров.

— Ну вот и помогите нам, — предложил Осипов. — Внесите в ЗакС предложение в порядке законодательной инициативы...

— Вы, наверное, забыли, что депутаты Госдумы права законодательной инициативы в Законодательном собрании города не имеют, — поддела его Дмитриева. — Нормы же, касающиеся ценза оседлости, можно и нужно изменить. Вы несколько месяцев тянули, но сделать это можно буквально в три дня — хотя бы только для ветеранов, которые имеют право на квартиры, купленные на федеральные деньги...

После чего Юрий Львович сдался. За правительство он, правда, говорить не может и не хочет, да и правом законодательной инициативы тоже не обладает. Но пообещал все же в скором времени изучить, как вырастет очередь в случае отмены 10-летнего ценза оседлости для ветеранов, и выйти с предложениями на губернатора.

В заключение Юрий Львович еще раз порадовал ветеранов, заявив, что квартир для ветеранов город имеет с запасом и все они в скором времени их получат — но, разумеется, только те, кто действительно нуждается в улучшении жилищных условий. Правда, так и не смог объяснить, почему же документы для многих ветеранов оформляют так долго...

Фото Натальи ЧАЙКИ



«К 9 Мая текущего года всем ветеранам, которые встали на соответствующий учет до 1 марта 2005 года, должно быть предоставлено жилье. При этом мы... договорились, что в самые короткие сроки будут завершены списки нуждающихся ветеранов, которые встали на учет после 1 марта 2005 года, — такая работа идет. Но я хотел бы, чтобы... губернаторы, а также полномочные представители президента... проявили индивидуальный подход, то есть помогли нашим ветеранам собрать документы. Это довольно трудное дело...

На 15 марта — это цифра, которой я располагаю, — количество ветеранов, вставших на учет после 1 марта 2005 года, уже составляет более 55 тысяч человек. И чем больше будет число таких ветеранов, тем лучше. Я не хотел бы, чтобы здесь звучали слова, которые я не так давно услышал, — о том, что «к сожалению, эта цифра растет»...

Помимо решения жилищных вопросов принят и целый комплекс дополнительных мер помощи ветеранам. Это касается прежде всего лекарственного обеспечения, оказания адресной материальной помощи, диспансерного обследования и санаторно-курортного лечения. Причем я надеюсь, что все региональные и муниципальные власти досконально разберутся, в чем нуждается в лечебной сфере каждый отдельный ветеран...»


Из выступления президента РФ Дмитрия Медведева на заседании оргкомитета «Победа» в Волгограде 25 марта 2010 года

↑ Наверх