За чертой достойного сервиса
Несмотря на кризис, народ от отпусков не отказался. Просто те, кто ранее выбирал достаточно дорогие страны, теперь предпочитают дешевые туры — но обязательно с возможностью погреться на морском берегу. Но в Болгарии нашим туристам не рады.
Несмотря на кризис, народ от отпусков не отказался. Просто те, кто ранее выбирал достаточно дорогие страны, теперь предпочитают дешевые туры — но обязательно с возможностью погреться на морском берегу. Например, в Болгарию. Насколько приветливой оказалась эта страна к нашим туристам, соответствовала ли их ожиданиям? На эти вопросы нам удалось ответить не только на основании личного опыта.
«Это же совсем не то!»
Слынчев Брег (Солнечный Берег) — один из трех курортов Болгарии, которым здесь стараются придать некую фешенебельность. Большинство отелей наполовину пусты. И те суммы, за которые в прошлом сезоне можно было рассчитывать на отели в три звезды довольно далеко от моря, сейчас позволяют отдохнуть на первой линии. Казалось бы, в силу этого в каждом отеле с каждым туристом должны носиться как с писаной торбой. Но…
У нас все началось с мелочи. Основным условием поиска отеля было наличие в нем свободного доступа в Интернет. Отель мы нашли, официальное подтверждение насчет безлимитки получили — и ехали в Болгарию с предвкушением отличного отдыха. Но ответ на первый же вопрос при заселении поверг нас в шок:
— Нет, в вашем номере Интернет не предусмотрен. Договор? Ничего не знаю, завтра все выясню…
Только угроза немедленно перебраться в другой отель и объяснения, что это не каприз, а рабочая необходимость, помогли: на следующий день номер с Интернетом нам был предоставлен. Свободных номеров — в том числе с сетью — в отеле хватало, поэтому мы никак не могли понять, почему нас в первый же день попытались «кинуть». Мы посчитали, правда, что сами частично виноваты: понадеялись на собственные силы в организации поездки и отказались от посредничества турфирмы. Однако в дальнейшем мы чуть ли не каждый день сталкивались с тем, что на рецепции происходит выяснение отношений.
Одних вселили не на тот этаж, другим дали апартаменты без стиральной машины, третьих поселили в номере с окнами на улицу и прямо над рестораном, хотя в договоре специально оговаривался вид на бассейн, так как с этой стороны гораздо тише… И в каждом случае у недовольных были свои посредники — российские турфирмы или болгарские агенты, — с которыми все это было предварительно согласовано.
Впрочем, может быть, это наш отель подкачал? Оказалось, нет. Как человек общительный и к тому же журналистка, я провела мини-опрос. Поговорила с тремя десятками наших соотечественников на пляже из самых разных отелей. В 22 случаях (!) оказалось, что при заселении возникали проблемы разной степени тяжести. Согласитесь, это уже тенденция.
Хуже всего обошлись в роскошном отеле по соседству с семьей из Челябинска с тремя детьми, оплатившей через московскую турфирму восьмидневный отдых в двухкомнатных апартаментах. Им дали одну комнату. Родителям пришлось спать в огромной кровати вместе с малышом. Трехлетний ребенок размещался на ночь в манеже, который в отеле почему-то называли детской кроваткой, и только подросток спал комфортно на отдельной тахте. И все это — за две тысячи евро! Нам месяц проживания в отеле (кстати, в двух комнатах) обошелся именно в эту сумму.
При этом, по нашим наблюдениям, неприятности возникали в основном у российских туристов. С нами вместе в отеле отдыхали немцы, финны, поляки, чехи — никого из них «кинуть» даже не пытались. Складывалось даже ощущение, что русским туристам в Болгарии не рады — зато всячески приветствуют европейцев.
Пляжи стали платными
Еще одно неприятное открытие, которое подарила нам Болгария: бесплатных пляжей в Солнечном Береге не осталось. Нет-нет, доступ на все из них открыт. Но весь берег уставлен зонтиками и лежаками. Естественно, платными. Просто зонт стоит 7 левов, каждый лежак — тоже по 7, у каждого зонтика их по два. Самый скромный набор для отдыха у моря обходится в 21 лев за один раз. Теоретически можно резервировать зонтик с лежаками на весь день. Но вернувшись, своих вещей можно уже на месте не найти. На наших глазах мужчина тщетно разыскивал у соседей свое полотенце, а молодая девушка — верх от модного купальника, которыми они неосторожно «пометили» оплаченные места, уходя на обед. Так что стоимость зонта с лежаками в день для семьи доходила до 42 левов — это 21 евро. За две недели отдыха — порядка 300 евро.
При этом по пляжу ходили спортивные мачо и гоняли всех, кто посмел расположиться на собственных подстилках близко от моря, но вне зонтиков и лежаков. Им разрешалось загорать только за последней линией «благоустроенной» зоны, метрах в 50 от воды, там, где самая жара. Особенно оскорбительно это выглядело в условиях нехватки туристов: пустой пляж с зонтами и лежаками, а за ним — жидкая цепочка тех, кто не хочет тратить лишние деньги на ненужный навязанный комфорт. Все это компенсировалось морем, солнцем и свободой — но осадок оставался.
Очень дорого
Кроме моря и солнца в отпуске нужна еще и хорошая еда. С этим в Болгарии проблем нет: множество кафе с богатым ассортиментом и вполне приемлемыми ценами. Однако, когда захотелось фруктов, мы столкнулись с неожиданными проблемами. Их в зоне отелей купить было практически негде. На несколько кварталов мы насчитали лишь два скромных лоточка с минимальным джентльменским набором: помидоры, яблоки, груши, арбузы. Причем цены космические, как будто на Северном полюсе.
Так, первый же купленный нами арбуз обошелся нам в пересчете на наши деньги в 450 рублей, килограмм помидоров — в 120. Зелени и огурцов не было вообще. Лишь путем сложных расспросов и поисков мы выяснили, что есть магазины с доступными ценами — только в районах, где живут сами болгары. Там арбузы стоили уже не 3 — 4 лева за килограмм, а всего 30 — 40 стотинок. Правда, топать туда приходилось пешком.
В итоге для многих наших туристов надежда на «бюджетный» отдых в Болгарии обернулась дополнительными тратами. Невольно следовал вывод: скупой или просто небогатый всегда платит дважды, как бы он ни пытался этого избежать.