За рекламу заплатят жильцам
Госдума приняла во втором чтении законопроект, который позволит собственникам квартир напрямую получать доходы от размещения на их домах любых рекламных носителей.
Госдума приняла во втором чтении законопроект, который позволит собственникам квартир напрямую получать доходы от размещения на их домах любых рекламных носителей. Поправки в Жилищный кодекс и в статью 19 Закона «О рекламе» обязывают рекламщиков получать согласие на размещение их конструкций от общего собрания собственников многоквартирного дома.
Как заявил автор законопроекта депутат Павел Крашенинников, кровли или стены многоквартирных домов, на которых размещают рекламу, — общее имущество всех собственников квартир. Но до сих пор в некоторых городах органы власти принимают решения, обязывающие рекламодателей и рекламопроизводителей заключать договоры о размещении рекламы не с собственниками общего имущества, а с органом управления либо созданным для этих целей унитарным предприятием.
Есть и другая тенденция — самовольное использование рекламных площадей различными управляющими компаниями и жилкомсервисами. При этом нарушаются как минимум два исключительных права собственников квартир: на распоряжение общедолевым имуществом дома и на получение дохода от передачи этого имущества в пользование рекламным компаниям. Нередко доход от размещения рекламы идет в органы власти или в карманы начальников жилконтор.
Новый закон эти недостатки должен исправить. В ст. 44 ЖК РФ внесено прямое указание на прерогативы собрания собственников в части рекламы и на получение дохода от размещения рекламных конструкций. А в ст. 19 Закона «О рекламе» введено не менее прямое требование получения согласия собственников квартир на размещение рекламных конструкций с использованием общего имущества многоквартирного дома.
Форма такого согласия также обозначена предельно четко. Оно должно быть выражено только на общем собрании собственников квартир и оформлено протоколом. От имени собственников договор на рекламу вправе заключать лишь уполномоченное ими лицо. Его также выбирают на общем собрании. При этом уполномоченный обязан заключать договор только на условиях, одобренных общим собранием.
У нас в Петербурге подобные требования соблюдались и раньше — но лишь формально. В частности, у нас действовали закон СПб «О мерах по реализации Федерального закона «О рекламе» № 302-42 от 09.02.06 и постановление правительства СПб «О выдаче разрешений на установку рекламных конструкций…» № 904 от 25.07.06 (с изменениями на 12.05.09). В них право разрешения на установку рекламных конструкций было закреплено за комитетом по печати. При подаче заявки в комитет рекламщики обязаны были представить согласие собственника, если здание, на котором они собирались разместить конструкции, не принадлежало государству. Однако на практике согласие давали руководители жилкомсервисов или УК. Они же получали всю выгоду от размещения рекламы. А собственникам квартир не доставалось ничего, хотя эти деньги могли бы быть использованы для снижения квартплаты или благоустройства двора.
Теперь ситуация должна измениться. Правда, руководители жилкомсервисов вряд ли захотят расстаться с такой кормушкой и постараются не доводить до жителей сведения об их новых правах. Однако тут уж собственники квартир в домах, на которых размещена реклама, вправе сами проявлять инициативу — проводить собрания (можно в заочной форме), выбирать уполномоченных и пересматривать все заключенные ранее договоры.
Фото Натальи ЧАЙКИ
Автор: Глебова Марина
Метки: Реклама «Жилкомхоз» Законодательство
Важно: Правила перепоста материалов