Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 1 октября 2014
5 февраля 2010

За три копейки через Неву

В 1895 году по наклонно уложенным рельсам под действием силы тяжести начали курсировать вагончики, перевозившие публику с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. В старом Петербурге курсировали ледяные трамвайчики.

Если бы не глобальное потепление — не отмечали бы мы в эти дни 100-летие кончины оригинального и экологичного вида городского общественного транспорта.

Впрочем, отмечаем сразу две даты. Первая — 115 лет со дня запуска по льду Невы самоходных вагонов взамен неэкологичной конки. Инновация устранила проблему конского навоза, обильно сдобрявшего Неву в месяцы зимних переправ и вызывавшего возмущение горожан.

В 1895 году по наклонно уложенным рельсам под действием силы тяжести начали курсировать вагончики, перевозившие публику с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. Вскоре им на смену пришел настоящий электрический трамвай.

На льду Невы были проложены три линии, соединившие Сенатскую площадь с Васильевским островом, Дворцовую набережную с Мытнинской на Петербургской стороне, Суворовскую площадь с Выборгской стороной. Позднее небольшие крытые вагончики, вмещавшие до двадцати пассажиров, стали курсировать между Суворовской площадью и Петербургской стороной. На льду были уложены шпалы и рельсы. Вагоны трамвая получали питание от контактного провода, натянутого на деревянные столбы, вмороженные в лед. Вторым проводом служили рельсы. Колея была однопутной, с разъездами, рассказывают в современном комитете по транспорту города — и напоминают, о чем сообщал в конце XIX века журнал «Всемирная иллюстрация»:

«Во время движения вагона в неровных местах проволоки, соприкасающейся с электроприемником, появляются искры, производящие любопытное зрелище. Движение вагона регулируется замыканием и отмыканием электрического тока и особыми тормозами. Всех вагонов пока назначено для перевозки пассажиров четыре, и плата за возку назначена три копейки с пассажира».

«Ледяной трамвай», существовавший и в начале XX века, пользовался большой популярностью, перевозя за сезон до 900 тысяч пассажиров. Его движение устанавливалось с 20 января, с крещенских морозов, и заканчивалось 21 марта — с приходом настоящей весны. Последний раз трамвай вышел на лед в 1910 году — 100 лет назад, а далее начала подавать признаки  своего наступления эпоха глобального потепления.

Иннокентий ВНЕШНИЙ

Загрузка...

 

Вчера

19:45 Перед матчем с «Монако» футболисты «Зенита» сходили в оперу

18:33 В Петербурге восстановлен памятник на могиле четы Баратынских

17:40 «Пассажиравтотранс» купит 39 новых автобусов

16:14 Петербург готовится к первому Дню судостроителя

15:21 На «Ленфильме» «горит» съемочный павильон

14:09 Большой брат следит за стадионом «Петровский»

13:14 СКА выиграл у «Медвешчака» в Загребе — 5:1

12:46 Юрий Лодыгин продлил контракт с «Зенитом»

11:05 На Дворцовой ликвидируют промоину

10:47 Томограф последнего поколения проведет самую точную диагностику

29 сентября

19:01 В Петербурге задержан торговец футболками «Правого сектора»

18:17 В Петербурге оштрафованы крупные торговые сети

17:50 Прокуратура предложила председателю жилкомитета ответить за капремонт

16:45 На Петербург обрушится шторм

15:02 Как связать женщину, покажут в центре Петербурга

 
↑ Наверх