Газета выходит с октября 1917 года Monday 26 января 2015
5 февраля 2010

За три копейки через Неву

В 1895 году по наклонно уложенным рельсам под действием силы тяжести начали курсировать вагончики, перевозившие публику с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. В старом Петербурге курсировали ледяные трамвайчики.

Если бы не глобальное потепление — не отмечали бы мы в эти дни 100-летие кончины оригинального и экологичного вида городского общественного транспорта.

Впрочем, отмечаем сразу две даты. Первая — 115 лет со дня запуска по льду Невы самоходных вагонов взамен неэкологичной конки. Инновация устранила проблему конского навоза, обильно сдобрявшего Неву в месяцы зимних переправ и вызывавшего возмущение горожан.

В 1895 году по наклонно уложенным рельсам под действием силы тяжести начали курсировать вагончики, перевозившие публику с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. Вскоре им на смену пришел настоящий электрический трамвай.

На льду Невы были проложены три линии, соединившие Сенатскую площадь с Васильевским островом, Дворцовую набережную с Мытнинской на Петербургской стороне, Суворовскую площадь с Выборгской стороной. Позднее небольшие крытые вагончики, вмещавшие до двадцати пассажиров, стали курсировать между Суворовской площадью и Петербургской стороной. На льду были уложены шпалы и рельсы. Вагоны трамвая получали питание от контактного провода, натянутого на деревянные столбы, вмороженные в лед. Вторым проводом служили рельсы. Колея была однопутной, с разъездами, рассказывают в современном комитете по транспорту города — и напоминают, о чем сообщал в конце XIX века журнал «Всемирная иллюстрация»:

«Во время движения вагона в неровных местах проволоки, соприкасающейся с электроприемником, появляются искры, производящие любопытное зрелище. Движение вагона регулируется замыканием и отмыканием электрического тока и особыми тормозами. Всех вагонов пока назначено для перевозки пассажиров четыре, и плата за возку назначена три копейки с пассажира».

«Ледяной трамвай», существовавший и в начале XX века, пользовался большой популярностью, перевозя за сезон до 900 тысяч пассажиров. Его движение устанавливалось с 20 января, с крещенских морозов, и заканчивалось 21 марта — с приходом настоящей весны. Последний раз трамвай вышел на лед в 1910 году — 100 лет назад, а далее начала подавать признаки  своего наступления эпоха глобального потепления.

Иннокентий ВНЕШНИЙ

Загрузка...

 

19:02 Возложение венков у памятной доски на фасаде Мариинского дворца станет традицией

18:15 В Кировском суде начался процесс над Владимиром Красавчиковым

17:26 Владимир Путин: Киевские власти отказываются идти по пути мирного урегулирования

17:09 Студентам ДГУ могут помочь перевестись на учебу в Петербург

16:04 Причина сбоев в работе «Вконтакте» — улучшение сайта

15:13 Умер знаменитый греческий певец Демис Руссос

14:52 Квартет белых медведиц прибыл в Петербург

13:24 В Петербурге новорожденного подкинули в жилой дом

12:59 С «краба» снег сбрасывают прямо на проспект Славы

11:11 Петербург готовится к проведению акции — «На работу на велосипеде зимой!»

10:19 Хор Русской армии снял народный клип к Дню освобождения Ленинграда от блокады

Вчера

19:12 Владимир Путин поздравит студентов Горного университета

18:46 В Кремле отказались от импортных продуктов

17:00 Верховный суд обоснуется на набережной Европы

16:17 Россияне мечтают о здоровье

 
Сколько вы потратили на новогодние подарки?

↑ Наверх