Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 7 июля 2015
5 февраля 2010

За три копейки через Неву

В 1895 году по наклонно уложенным рельсам под действием силы тяжести начали курсировать вагончики, перевозившие публику с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. В старом Петербурге курсировали ледяные трамвайчики.

Если бы не глобальное потепление — не отмечали бы мы в эти дни 100-летие кончины оригинального и экологичного вида городского общественного транспорта.

Впрочем, отмечаем сразу две даты. Первая — 115 лет со дня запуска по льду Невы самоходных вагонов взамен неэкологичной конки. Инновация устранила проблему конского навоза, обильно сдобрявшего Неву в месяцы зимних переправ и вызывавшего возмущение горожан.

В 1895 году по наклонно уложенным рельсам под действием силы тяжести начали курсировать вагончики, перевозившие публику с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. Вскоре им на смену пришел настоящий электрический трамвай.

На льду Невы были проложены три линии, соединившие Сенатскую площадь с Васильевским островом, Дворцовую набережную с Мытнинской на Петербургской стороне, Суворовскую площадь с Выборгской стороной. Позднее небольшие крытые вагончики, вмещавшие до двадцати пассажиров, стали курсировать между Суворовской площадью и Петербургской стороной. На льду были уложены шпалы и рельсы. Вагоны трамвая получали питание от контактного провода, натянутого на деревянные столбы, вмороженные в лед. Вторым проводом служили рельсы. Колея была однопутной, с разъездами, рассказывают в современном комитете по транспорту города — и напоминают, о чем сообщал в конце XIX века журнал «Всемирная иллюстрация»:

«Во время движения вагона в неровных местах проволоки, соприкасающейся с электроприемником, появляются искры, производящие любопытное зрелище. Движение вагона регулируется замыканием и отмыканием электрического тока и особыми тормозами. Всех вагонов пока назначено для перевозки пассажиров четыре, и плата за возку назначена три копейки с пассажира».

«Ледяной трамвай», существовавший и в начале XX века, пользовался большой популярностью, перевозя за сезон до 900 тысяч пассажиров. Его движение устанавливалось с 20 января, с крещенских морозов, и заканчивалось 21 марта — с приходом настоящей весны. Последний раз трамвай вышел на лед в 1910 году — 100 лет назад, а далее начала подавать признаки  своего наступления эпоха глобального потепления.

Иннокентий ВНЕШНИЙ

Загрузка...

 

Вчера

19:14 Въезд на Щучье озеро и Сестрорецкое болото на машинах закрыт

18:11 В Петербурге синие заборы станут серыми

17:25 «Южный» хотели строить на незаконно купленной земле

16:30 В центре Петербурга — новые ограничения движения

15:59 У «России православной» угнали «Инфинити»

14:31 В Петербурге пациент скончался после встречи с медиками

13:31 В Ленинградской области отпразднуют 500-летие Успенского собора

12:34 Самарские «Крылья Советов» предложили контракт Кержакову

11:26 В Красносельском районе штурмовали квартиру наркодилера

10:14 Грушинский фестиваль объявил о смерти Макаревича

5 июля

19:56 6 июля в 5.38 после реконструкции открывается наземный вестибюль станции метро «Пушкинская»

18:25 В Сестрорецке проходит «полужелезная» дистанция по триатлону

17:14 Следующий Военно-морской салон пройдет в 2017 году

16:10 Япония наградит Юрия Темирканова

15:06 Легенда «Зенита» Анатолий Тимощук продолжит карьеру в алма-атинском «Кайрате»

 
Какой праздник нужно сделать выходным днем в России?

↑ Наверх