Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 29 июля 2014
5 февраля 2010

За три копейки через Неву

В 1895 году по наклонно уложенным рельсам под действием силы тяжести начали курсировать вагончики, перевозившие публику с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. В старом Петербурге курсировали ледяные трамвайчики.

Если бы не глобальное потепление — не отмечали бы мы в эти дни 100-летие кончины оригинального и экологичного вида городского общественного транспорта.

Впрочем, отмечаем сразу две даты. Первая — 115 лет со дня запуска по льду Невы самоходных вагонов взамен неэкологичной конки. Инновация устранила проблему конского навоза, обильно сдобрявшего Неву в месяцы зимних переправ и вызывавшего возмущение горожан.

В 1895 году по наклонно уложенным рельсам под действием силы тяжести начали курсировать вагончики, перевозившие публику с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. Вскоре им на смену пришел настоящий электрический трамвай.

На льду Невы были проложены три линии, соединившие Сенатскую площадь с Васильевским островом, Дворцовую набережную с Мытнинской на Петербургской стороне, Суворовскую площадь с Выборгской стороной. Позднее небольшие крытые вагончики, вмещавшие до двадцати пассажиров, стали курсировать между Суворовской площадью и Петербургской стороной. На льду были уложены шпалы и рельсы. Вагоны трамвая получали питание от контактного провода, натянутого на деревянные столбы, вмороженные в лед. Вторым проводом служили рельсы. Колея была однопутной, с разъездами, рассказывают в современном комитете по транспорту города — и напоминают, о чем сообщал в конце XIX века журнал «Всемирная иллюстрация»:

«Во время движения вагона в неровных местах проволоки, соприкасающейся с электроприемником, появляются искры, производящие любопытное зрелище. Движение вагона регулируется замыканием и отмыканием электрического тока и особыми тормозами. Всех вагонов пока назначено для перевозки пассажиров четыре, и плата за возку назначена три копейки с пассажира».

«Ледяной трамвай», существовавший и в начале XX века, пользовался большой популярностью, перевозя за сезон до 900 тысяч пассажиров. Его движение устанавливалось с 20 января, с крещенских морозов, и заканчивалось 21 марта — с приходом настоящей весны. Последний раз трамвай вышел на лед в 1910 году — 100 лет назад, а далее начала подавать признаки  своего наступления эпоха глобального потепления.

Иннокентий ВНЕШНИЙ

Загрузка...

 

18:01 Телефонный террорист остановил работу Пулкова на два часа

17:42 Акробат, бежавший из изолятора, задержан в Выборге и доставлен обратно в СИЗО

16:04 Волонтеры очистили улицы от незаконной рекламы

15:07 Освящение нового колокола Александро-Невской лавры пройдет 12 сентября

14:39 В Петербурге появится новый автобусный маршрут

13:42 В Петербурге ждут грозу и ливень

12:09 Боец ОМОНа взял золото по джиу-джитсу на чемпионате полицейских и пожарных в Брюсселе

11:15 На Пискаревском кладбище отдали дань памяти железнодорожников осажденного города

10:01 Руководитель ГосЖилФонда подозревается в мошенничестве

Вчера

19:01 Областное «Тосно» в лидерах ФНЛ

18:00 Ураза-байрам в Петербурге отпраздновали 50 тысяч человек

17:59 Кристиан Ансальди покидает «Зенит»

16:54 У парка 300-летия выловили два трупа

15:52 Любителя солнечных ванн увезли с пляжа на «скорой»

14:56 Двухлетняя кроха сама выбралась из квартиры и пошла гулять

 
↑ Наверх