Газета выходит с октября 1917 года Thursday 27 ноября 2014
5 февраля 2010

За три копейки через Неву

В 1895 году по наклонно уложенным рельсам под действием силы тяжести начали курсировать вагончики, перевозившие публику с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. В старом Петербурге курсировали ледяные трамвайчики.

Если бы не глобальное потепление — не отмечали бы мы в эти дни 100-летие кончины оригинального и экологичного вида городского общественного транспорта.

Впрочем, отмечаем сразу две даты. Первая — 115 лет со дня запуска по льду Невы самоходных вагонов взамен неэкологичной конки. Инновация устранила проблему конского навоза, обильно сдобрявшего Неву в месяцы зимних переправ и вызывавшего возмущение горожан.

В 1895 году по наклонно уложенным рельсам под действием силы тяжести начали курсировать вагончики, перевозившие публику с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. Вскоре им на смену пришел настоящий электрический трамвай.

На льду Невы были проложены три линии, соединившие Сенатскую площадь с Васильевским островом, Дворцовую набережную с Мытнинской на Петербургской стороне, Суворовскую площадь с Выборгской стороной. Позднее небольшие крытые вагончики, вмещавшие до двадцати пассажиров, стали курсировать между Суворовской площадью и Петербургской стороной. На льду были уложены шпалы и рельсы. Вагоны трамвая получали питание от контактного провода, натянутого на деревянные столбы, вмороженные в лед. Вторым проводом служили рельсы. Колея была однопутной, с разъездами, рассказывают в современном комитете по транспорту города — и напоминают, о чем сообщал в конце XIX века журнал «Всемирная иллюстрация»:

«Во время движения вагона в неровных местах проволоки, соприкасающейся с электроприемником, появляются искры, производящие любопытное зрелище. Движение вагона регулируется замыканием и отмыканием электрического тока и особыми тормозами. Всех вагонов пока назначено для перевозки пассажиров четыре, и плата за возку назначена три копейки с пассажира».

«Ледяной трамвай», существовавший и в начале XX века, пользовался большой популярностью, перевозя за сезон до 900 тысяч пассажиров. Его движение устанавливалось с 20 января, с крещенских морозов, и заканчивалось 21 марта — с приходом настоящей весны. Последний раз трамвай вышел на лед в 1910 году — 100 лет назад, а далее начала подавать признаки  своего наступления эпоха глобального потепления.

Иннокентий ВНЕШНИЙ

Загрузка...

 

19:31 В ожидании Рождества состоится концерт в финской церкви

18:10 Питерскую тяжелоатлетку наградили погонами лейтенанта

17:02 В Петербурге ищут студента Политеха

16:03 Баскетбольный «Зенит» капитулировал в Турции

15:08 В память о погибших в «Невском экспрессе» гудят поезда и возлагают цветы

14:09 Активисты выйдут на «Марш пустых детских колясок»

13:47 Неизвестные любители приключений тайно забрались в Пулково в вертолет

12:06 Рождаемость в Петербурге уверенно движется вверх

11:11 Ветерану пообещали дать квартиру до конца года

10:08 В Соборной мечети Петербурга — новые проблемы

Вчера

22:58 «Зенит» победил «Бенфику» в Петербурге — 1:0

19:10 Эстонцы не советуют ездить через Нарву

18:02 Турнир «Вечёрки» презентовали Александр Халифман и Иван Краско

17:15 Совет Федерации одобрил переименование даты 27 января

16:02 Петербуржца, стрелявшего по остановке, приговорили к общественным работам

 
Что кроме сигарет и алкоголя нужно скрыть от покупателей?

↑ Наверх