Газета выходит с октября 1917 года Thursday 30 октября 2014
5 февраля 2010

За три копейки через Неву

В 1895 году по наклонно уложенным рельсам под действием силы тяжести начали курсировать вагончики, перевозившие публику с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. В старом Петербурге курсировали ледяные трамвайчики.

Если бы не глобальное потепление — не отмечали бы мы в эти дни 100-летие кончины оригинального и экологичного вида городского общественного транспорта.

Впрочем, отмечаем сразу две даты. Первая — 115 лет со дня запуска по льду Невы самоходных вагонов взамен неэкологичной конки. Инновация устранила проблему конского навоза, обильно сдобрявшего Неву в месяцы зимних переправ и вызывавшего возмущение горожан.

В 1895 году по наклонно уложенным рельсам под действием силы тяжести начали курсировать вагончики, перевозившие публику с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. Вскоре им на смену пришел настоящий электрический трамвай.

На льду Невы были проложены три линии, соединившие Сенатскую площадь с Васильевским островом, Дворцовую набережную с Мытнинской на Петербургской стороне, Суворовскую площадь с Выборгской стороной. Позднее небольшие крытые вагончики, вмещавшие до двадцати пассажиров, стали курсировать между Суворовской площадью и Петербургской стороной. На льду были уложены шпалы и рельсы. Вагоны трамвая получали питание от контактного провода, натянутого на деревянные столбы, вмороженные в лед. Вторым проводом служили рельсы. Колея была однопутной, с разъездами, рассказывают в современном комитете по транспорту города — и напоминают, о чем сообщал в конце XIX века журнал «Всемирная иллюстрация»:

«Во время движения вагона в неровных местах проволоки, соприкасающейся с электроприемником, появляются искры, производящие любопытное зрелище. Движение вагона регулируется замыканием и отмыканием электрического тока и особыми тормозами. Всех вагонов пока назначено для перевозки пассажиров четыре, и плата за возку назначена три копейки с пассажира».

«Ледяной трамвай», существовавший и в начале XX века, пользовался большой популярностью, перевозя за сезон до 900 тысяч пассажиров. Его движение устанавливалось с 20 января, с крещенских морозов, и заканчивалось 21 марта — с приходом настоящей весны. Последний раз трамвай вышел на лед в 1910 году — 100 лет назад, а далее начала подавать признаки  своего наступления эпоха глобального потепления.

Иннокентий ВНЕШНИЙ

Загрузка...

 

15:11 Турфирмы ущемляли права туристов

14:20 Россия расширится на миллион квадратных километров

13:59 «Ленд Ровер» и «Тойоту» нашли в ангаре

12:05 «Зенит» вылетел из Кубка России

11:08 Еще одним крупным налогоплательщиком меньше?

10:05 «Великий Новгород» и «Колпино» создадут в Петербурге

Вчера

19:05 Петербургские школьники вошли в сборную России по робототехнике

18:07 Выплаты на третьего ребенка возрастут вдвое

17:13 Петербургскую полицию вооружат «чебурашками»

16:04 Названы преемники вице-губернаторов-«отставников»

15:03 «Ленинградка» уступила «сборной мира» — 0:3

14:02 Налог на имущество в Петербурге в 2015 году повышать не будут

13:11 Михаил Пиотровский: Новый сайт Эрмитажа будет лучшим в мире

12:12 На анимационном фестивале показали мультфильм про петербургских котов

11:10 Петербургских студентов проверят на «остаточные школьные знания»

 
В вашей квартире начался отопительный сезон?

↑ Наверх