Газета выходит с октября 1917 года Monday 1 сентября 2014
5 февраля 2010

За три копейки через Неву

В 1895 году по наклонно уложенным рельсам под действием силы тяжести начали курсировать вагончики, перевозившие публику с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. В старом Петербурге курсировали ледяные трамвайчики.

Если бы не глобальное потепление — не отмечали бы мы в эти дни 100-летие кончины оригинального и экологичного вида городского общественного транспорта.

Впрочем, отмечаем сразу две даты. Первая — 115 лет со дня запуска по льду Невы самоходных вагонов взамен неэкологичной конки. Инновация устранила проблему конского навоза, обильно сдобрявшего Неву в месяцы зимних переправ и вызывавшего возмущение горожан.

В 1895 году по наклонно уложенным рельсам под действием силы тяжести начали курсировать вагончики, перевозившие публику с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. Вскоре им на смену пришел настоящий электрический трамвай.

На льду Невы были проложены три линии, соединившие Сенатскую площадь с Васильевским островом, Дворцовую набережную с Мытнинской на Петербургской стороне, Суворовскую площадь с Выборгской стороной. Позднее небольшие крытые вагончики, вмещавшие до двадцати пассажиров, стали курсировать между Суворовской площадью и Петербургской стороной. На льду были уложены шпалы и рельсы. Вагоны трамвая получали питание от контактного провода, натянутого на деревянные столбы, вмороженные в лед. Вторым проводом служили рельсы. Колея была однопутной, с разъездами, рассказывают в современном комитете по транспорту города — и напоминают, о чем сообщал в конце XIX века журнал «Всемирная иллюстрация»:

«Во время движения вагона в неровных местах проволоки, соприкасающейся с электроприемником, появляются искры, производящие любопытное зрелище. Движение вагона регулируется замыканием и отмыканием электрического тока и особыми тормозами. Всех вагонов пока назначено для перевозки пассажиров четыре, и плата за возку назначена три копейки с пассажира».

«Ледяной трамвай», существовавший и в начале XX века, пользовался большой популярностью, перевозя за сезон до 900 тысяч пассажиров. Его движение устанавливалось с 20 января, с крещенских морозов, и заканчивалось 21 марта — с приходом настоящей весны. Последний раз трамвай вышел на лед в 1910 году — 100 лет назад, а далее начала подавать признаки  своего наступления эпоха глобального потепления.

Иннокентий ВНЕШНИЙ

Загрузка...

 

16:19 С 1 сентября перезапустили программу утилизации автомобилей

15:45 Общегородская ярмарка откроется у «Проспекта Большевиков»

14:57 Фонды российских библиотек будут доступны в онлайн-режиме

13:50 Платный паркинг в центре стартует с Караванной

12:06 Сестрорецк отпразднует 300-летие

11:14 Сергей Семак вошел в тренерский штаб сборной России

10:33 За парты сядут 44 тысячи первоклассников

Вчера

23:12 «Зенит» выиграл у «Локомотива» на выезде — 1:0

19:05 Брандмауэры в спальных районах «подарили» граффитистам

18:36 В Петербурге увековечили память участников полярных конвоев

17:14 Петербургской полиции вручили новое знамя

16:22 Петербургские пенсионеры покажут, кто лучше серфит

15:46 На Гражданке нимфы будут играть классику

14:07 Пожарным Петербурга передали 22 автоцистерны и построили для них жилой дом

13:33 Троицкий собор будет виден за 20 километров

 
Каковыми окажутся последствия санкций для России?

↑ Наверх