Газета выходит с октября 1917 года Sunday 29 марта 2015
5 февраля 2010

За три копейки через Неву

В 1895 году по наклонно уложенным рельсам под действием силы тяжести начали курсировать вагончики, перевозившие публику с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. В старом Петербурге курсировали ледяные трамвайчики.

Если бы не глобальное потепление — не отмечали бы мы в эти дни 100-летие кончины оригинального и экологичного вида городского общественного транспорта.

Впрочем, отмечаем сразу две даты. Первая — 115 лет со дня запуска по льду Невы самоходных вагонов взамен неэкологичной конки. Инновация устранила проблему конского навоза, обильно сдобрявшего Неву в месяцы зимних переправ и вызывавшего возмущение горожан.

В 1895 году по наклонно уложенным рельсам под действием силы тяжести начали курсировать вагончики, перевозившие публику с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. Вскоре им на смену пришел настоящий электрический трамвай.

На льду Невы были проложены три линии, соединившие Сенатскую площадь с Васильевским островом, Дворцовую набережную с Мытнинской на Петербургской стороне, Суворовскую площадь с Выборгской стороной. Позднее небольшие крытые вагончики, вмещавшие до двадцати пассажиров, стали курсировать между Суворовской площадью и Петербургской стороной. На льду были уложены шпалы и рельсы. Вагоны трамвая получали питание от контактного провода, натянутого на деревянные столбы, вмороженные в лед. Вторым проводом служили рельсы. Колея была однопутной, с разъездами, рассказывают в современном комитете по транспорту города — и напоминают, о чем сообщал в конце XIX века журнал «Всемирная иллюстрация»:

«Во время движения вагона в неровных местах проволоки, соприкасающейся с электроприемником, появляются искры, производящие любопытное зрелище. Движение вагона регулируется замыканием и отмыканием электрического тока и особыми тормозами. Всех вагонов пока назначено для перевозки пассажиров четыре, и плата за возку назначена три копейки с пассажира».

«Ледяной трамвай», существовавший и в начале XX века, пользовался большой популярностью, перевозя за сезон до 900 тысяч пассажиров. Его движение устанавливалось с 20 января, с крещенских морозов, и заканчивалось 21 марта — с приходом настоящей весны. Последний раз трамвай вышел на лед в 1910 году — 100 лет назад, а далее начала подавать признаки  своего наступления эпоха глобального потепления.

Иннокентий ВНЕШНИЙ

Загрузка...

 

19:51 В Ленобласти — «Дни Японии»

18:30 28 марта умер известный петербургский фотожурналист Владимир Анатольевич Никитин

17:34 Ник Вуйчич: Я хочу вдохновлять людей на чудо

16:15 «Зенит» разгромлен в Краснодаре — 64:86

15:24 На улице Мира из-за сноса исторического здания перекрыто движение

14:20 Жителей Петербурга все больше беспокоит качество продуктов

13:57 На лечение детей собрали… тонну монет

12:08 В Петербурге задержали грабителя, следователя-взяточника и телефонного террориста

11:57 Ром и кокаин: в Пулкове задержаны шестеро контрабандистов

10:49 СКА проиграл ЦСКА в третьем овертайме — 2:3

27 марта

21:21 Команда «Парадиз» получит золотые блюда

20:19 После короткой программы в мужском одиночном катании Сергей Воронов занимает четвертое место

20:18 Андре Виллаш-Боаш вошел в десятку самых высокодоходных тренеров мира

19:08 Евреи Петербурга готовятся встретить Песах

18:35 Сбербанк: 30 марта возможны перебои с картами

 
Боитесь ли вы остаться без работы?

↑ Наверх