Газета выходит с октября 1917 года Saturday 29 августа 2015
5 февраля 2010

За три копейки через Неву

В 1895 году по наклонно уложенным рельсам под действием силы тяжести начали курсировать вагончики, перевозившие публику с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. В старом Петербурге курсировали ледяные трамвайчики.

Если бы не глобальное потепление — не отмечали бы мы в эти дни 100-летие кончины оригинального и экологичного вида городского общественного транспорта.

Впрочем, отмечаем сразу две даты. Первая — 115 лет со дня запуска по льду Невы самоходных вагонов взамен неэкологичной конки. Инновация устранила проблему конского навоза, обильно сдобрявшего Неву в месяцы зимних переправ и вызывавшего возмущение горожан.

В 1895 году по наклонно уложенным рельсам под действием силы тяжести начали курсировать вагончики, перевозившие публику с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. Вскоре им на смену пришел настоящий электрический трамвай.

На льду Невы были проложены три линии, соединившие Сенатскую площадь с Васильевским островом, Дворцовую набережную с Мытнинской на Петербургской стороне, Суворовскую площадь с Выборгской стороной. Позднее небольшие крытые вагончики, вмещавшие до двадцати пассажиров, стали курсировать между Суворовской площадью и Петербургской стороной. На льду были уложены шпалы и рельсы. Вагоны трамвая получали питание от контактного провода, натянутого на деревянные столбы, вмороженные в лед. Вторым проводом служили рельсы. Колея была однопутной, с разъездами, рассказывают в современном комитете по транспорту города — и напоминают, о чем сообщал в конце XIX века журнал «Всемирная иллюстрация»:

«Во время движения вагона в неровных местах проволоки, соприкасающейся с электроприемником, появляются искры, производящие любопытное зрелище. Движение вагона регулируется замыканием и отмыканием электрического тока и особыми тормозами. Всех вагонов пока назначено для перевозки пассажиров четыре, и плата за возку назначена три копейки с пассажира».

«Ледяной трамвай», существовавший и в начале XX века, пользовался большой популярностью, перевозя за сезон до 900 тысяч пассажиров. Его движение устанавливалось с 20 января, с крещенских морозов, и заканчивалось 21 марта — с приходом настоящей весны. Последний раз трамвай вышел на лед в 1910 году — 100 лет назад, а далее начала подавать признаки  своего наступления эпоха глобального потепления.

Иннокентий ВНЕШНИЙ

Загрузка...

 

13:52 Петербург подарит симферопольцам заднюю дверь от «Волги»

12:08 Баскетбольный «Зенит» получил календарь

11:05 В Петербурге отметят день рождения тельняшки

10:05 Питерцы попали в мировые лидеры по японским играм

Вчера

19:49 Есть первое золото России на чемпионате мира по легкой атлетике!

18:34 В Петербурге отметят Всемирный день кофе

17:08 В «Петербургском лете» — 2015» сыграла родственница Федора Достоевского

16:04 Смольный не даст пропасть «Газпрому»

15:07 Минское «Динамо» может покинуть КХЛ

14:04 В Петербурге ищут виновных в уничтожении Мефистофеля

13:05 «Зенит» стартует в Лиге чемпионов гостевым матчем с «Валенсией»

12:57 Глущенко получил 17 лет тюрьмы по делу об убийстве Галины Старовойтовой

11:08 СКА вымучил победу над минским «Динамо» — 2:1

10:06 Судебное заседание по делу об убийстве Старовойтовой перенесено

27 августа

22:02 «Зенит» сыграет с «Валенсией», «Лионом» и «Гентом»

 
Как, на ваш взгляд, нужно решить судьбу Исаакиевского собора?

↑ Наверх