Загсы заплатят за марш Мендельсона?
Сотрудники петербургских загсов и будущие новобрачные обеспокоены. Возможно, скоро свадебные церемонии придется проводить в полной тишине. По крайней мере до тех пор, пока в бюджет органов ЗАГС не включат расходы на выплату вознаграждения музыкантам и изготовителям записей традиционного свадебного марша.
Сотрудники петербургских загсов и будущие новобрачные обеспокоены. Возможно, скоро свадебные церемонии придется проводить в полной тишине. По крайней мере до тех пор, пока в бюджет органов ЗАГС не включат расходы на выплату вознаграждения музыкантам и изготовителям записей традиционного свадебного марша.
А виноват в нынешнем переполохе «Сибирский Медиа Центр», представляющий Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), который предъявил иск новосибирскому загсу за незаконное проигрывание записи марша Мендельсона. Центральное руководство ВОИС этот иск отозвало — выяснилось, что правозащитники даже не утрудили себя поиском авторов записи, права которых были якобы нарушены. Из инициативы новосибирцев получилась лишь громкая пиар-акция.
Но, если бы не плохая подготовка, этот иск был бы удовлетворен, так как полностью оправдан с правовой точки зрения. Потому что использование фонограмм, записанных в коммерческих целях, без выплаты вознаграждения исполнителю и изготовителю этой фонограммы незаконно.
ВОИС делегирована правительством на сбор вознаграждений за использование фонограмм. Эта организация существует не больше года, а право следить за нарушениями в области смежного права получила только с августа. Смежное право — область достаточно новая и малоизученная. Если авторское право ведет историю с XIX века, то смежное вступило в силу лишь в 1992 году, а в 1993-м появилась вышеупомянутая обязанность о выплате компенсации, которую в прошлом году закрепил Гражданский кодекс.
Давайте хоть я вам Мендельсона сыграю!
— У людей сформировалась традиция не соблюдать нормы смежного права. Им все еще непонятно, почему нужно платить за то, что раньше было бесплатным, — сообщила корреспонденту «Вечернего Петербурга» начальник договорно-правового управления ВОИС Ирина Толубьева. — По моему мнению, загсы должны платить за использование фонограмм. «Сибирский Медиа Центр» повел себя активно, проявил инициативу. Но допустил принципиальную ошибку, не связавшись с центральным руководством и не посоветовавшись. Иск подали, а вот устанавливать, какого рода аудиозапись использовалась, имела ли она статус записанной в коммерческих целях, не стали. Ведь она могла быть, например, радийной. Не зафиксировали сам факт ее использования, а главное, не установили правообладателей, от имени которых должен был подаваться иск. В связи с этим мы решили от него отказаться.
По словам Ирины Толубьевой, ВОИС будет вести переговоры с загсами по всей стране. Понятно, что это — бюджетные организации, и деньги на выплату вознаграждений должны быть предусмотрены местными бюджетами. Поэтому отдельно нужно будет разговаривать с представителями местных властей. Ситуация, когда одни учреждения будут платить за фонограммы, а другие — нет, безусловно, недопустима.
— По закону нужно платить за использование коммерческих фонограмм в парках, в ресторанах, парикмахерских, шашлычных, даже в маршрутках, — говорит Ирина Толубьева. — Начиная с 1917 года, когда Ленин отменил право собственности, у нас привилось неуважение к нему. Только в 1973 году наша страна присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве, но никто до сих пор не воспринимает его всерьез. А ведь авторское и смежное права не только защищают интересы правообладателей, но и стимулируют к творчеству. Ведь чем больше записи исполнителя будут использовать, тем больше он заработает.
Фото Натальи ЧАЙКИ