Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 6 ноября 2024

Запад есть Запад, Восток есть Восток

22 января в Большом зале Филармонии состоится первое в России исполнение Реквиема для солистов, хора и оркестра одного из самых известных сегодня в мире современных композиторов — Карла Дженкинса.

22 января в Большом зале Филармонии состоится первое в России исполнение Реквиема для солистов, хора и оркестра одного из самых известных сегодня в мире современных композиторов — Карла Дженкинса. Исполнит сочинение хор Санкт-Петербургского университета в сопровождении Академического симфонического оркестра Филармонии. Дирижер — Эдуард Кротман. Прозвучит еще одно сочинение Карла Дженкинса, с грандиозным успехом исполненное в прошлом сезоне,  — «Месса вооруженного человека». Солисты: Кира Логинова (сопрано), Ирина Шишкова (меццо-сопрано), Антон Росицкий (тенор) и Олег Палкин (баритон).

Первым исполнителем Реквиема Карла Дженкинса стал Филармонический оркестр Западного Казахстана, связанный давними  узами сотрудничества с валлийским композитором. Премьера Реквиема  состоялась 2 июня 2005 года, сочинению сопутствовал успех. Реквием Дженкинса занимал верхние позиции в британских чартах классической музыки. В Санкт-Петербурге, как и в России, Реквием прозвучит впервые.

В сочинении традиционные части литургии сочетаются с японскими хокку, и критики уже назвали Реквием «последней из постмодернистских месс», в которых переплетаются два взгляда на жизнь и смерть: западный и восточный. Сочетая классические приемы с ориентальными звучаниями, Дженкинс добился удивительных результатов: его музыка легко воспринимается, и в то же время в ней раскрываются извечные темы человечества.

«Месса вооруженного человека» (или «Месса за мир») была создана по заказу Королевской Оружейной палаты как часть совместного празднования миллениума.

Карл Дженкинс посвятил свое творение жителям Косова, страдавшим от тягот войны в то время, когда он писал эту музыку. Месса заканчивается молитвой о лучшем и мирном будущем. Представители Оружейной палаты надеялись, что под влиянием мессы молодое поколение задумается о проблеме войны и мира.

«Для нас музыка Дженкинса — это свежая музыка. Она похожа в чем-то на саундтрек к кинофильму. И кстати, обычно музыка Дженкинса и звучит с видеорядом, это не случайно, ведь его музыка — музыка настроения, состояния», — поделился с корреспондентом «ВП» дирижер Хора студентов Санкт-Петербургского государственного университета Эдуард Кротман.

Сам Дженкинс когда-то говорил: «Я считаю, можно создавать универсальную музыку, которая приятна на слух благодаря своим земным корням и бессмертна. С ее помощью, я уверен, люди станут более сплоченными и дружелюбными».

Надо сказать, что Карл Дженкинс изначально не мыслил себя академическим композитором. Получив солидное образование в Уэльском университете в Кардиффе, а затем  в Лондонской Королевской академии музыки, он заявил о себе как джазовый музыкант различных групп («Nucleus», «Soft Machine») и клубов («Ronnie-Scott’s club»).  Дженкинс даже дважды получал престижную награду «D&AD», а также премии «Creative Circle Cold», «Clio» и «Golden Lions» за музыку для рекламных роликов.

Дженкинс — обладатель степени доктора музыки Уэльского университета, является членом Королевской академии музыки, где в его честь даже названа аудитория, а также имеет членство в Кардиффском университете, Королевском Уэльском колледже музыки и драмы, Институте Суонси, Тринити-колледже Картмартена. Ему была присвоена почетная докторская степень Лейстерского университета, а также награды университета Гламоргана и Лондонского музыкального колледжа.

В 2005 году Дженкинс получил от британской королевы почетную степень «Officer of the Order of British Empire» за служение музыке.

Антонина РОСТОВСКАЯ

↑ Наверх