Газета выходит с октября 1917 года Thursday 4 июля 2024

Заяц — ложь, да в нем намек...

Нужна ли современная скульптура в историческом центре? А в новых районах? И если все-таки — да, то какая именно? Об этом предлагают поразмышлять устроители выставки «Новый формализм» в Государственном музее городской скульптуры.

На Малой Садовой люди увлеченно кидают монетки, чтоб попасть в скульптурки кошек на карнизах домов, трут мизинец у памятника Фотографу — а вдруг счастье подвалит! В многострадального Чижика-Пыжика на Фонтанке тоже надо попасть монеткой. Есть еще в Петропавловке шемякинский Петр — к тому и вовсе забираются на колени. Швейк в Купчине полюбился — ему трут нос и фотографируются с бутылкой пива в обнимку с бравым солдатом.

Нужна ли современная скульптура в историческом центре? А в новых районах? И если все-таки — да, то какая именно? Об этом предлагают поразмышлять устроители выставки «Новый формализм» в Государственном музее городской скульптуры. Все проекты, представленные в экспозиции, созданы художниками молодыми и специально для того или иного района непарадного Петербурга. В парадном, туристическом городе и так достаточно памятников.


Уличная скульптура всегда привлекает внимание гуляющих.


Ну кому, кроме врачей, ученых, пациентов, придет в голову бродить по неуютным задворкам Института мозга на Петроградской? А вот художник Дмитрий Теселкин считает, что там самое место памятнику мозгу. Или вот еще — Уткина заводь. Пусть там будет памятник Селезню в стиле игрушки Лего. Это придумала группа «Professors».


Художник Дмитрий Теселкин  хочет создать памятник мозгу на задворках Петроградской стороны.


Страшный сон — прямо из глади Суздальского озера поднимаются ввысь Александровская колонна и шпиль Петропавловского собора — это тоже проект памятника. Есть еще мертвая канарейка в клетке — вроде бы повесилась сама. Это проект памятника намыву на Финском заливе. Смех смехом и кошмары кошмарами — но современная скульптура в городе появляется, новые районы обозначать и украшать надо. Поэтому выставка приглашает к диалогу — зрители смогут заполнить анкеты, на основании которых устроители собираются сделать некие выводы о «гласе народа».

На днях речь шла как раз о том, какая современная скульптура нужна городу.

Критик Михаил Золотоносов считает, что надо создавать городские парки, где бы экспертный совет и определял, как расставить — не шеренгою, а концептуально — современную скульптуру. При этом он отмечает, что ничего хуже «уток для Уткиной заводи и зайцев для Заячьего острова» быть не может, потому что установка таких памятников «позволяет делать ложные привязки случайных топонимов».

Существует еще одна городская традиция, против которой восставал еще Александр Бенуа, — ставить в Петербурге «бюсты дядек». Как правило, для этого нужна инициативная группа боевых товарищей, которая на городском уровне способна пробить установку очередного бюста. Может, интереснее были бы поиски каких-то обобщенных форм? К этой мысли критика сразу обращаешься, когда видишь представленную на выставке серию критической скульптуры Константина Новикова «Серые массы» — вот на Сенной сгрудились наперсточники, безликие, но архетипические.


В скульптурной композиции Константина Новикова «Серые массы» никому не хочется узнать самого себя.


Московский скульптор Роман Сакин предлагает другую идею — он привез в Петербург свой проект «Управляемой скульптуры», которая может меняться в зависимости от времени года или городских праздников. К модели, представленной в экспозиции, приложена и инструкция с описанием «партитуры» изменений: на каждый из общероссийских праздников скульптура принимает особый вид, управлять же сооружением может представитель районной администрации или уполномоченный дворник. Когда Роман пытался согласовать свой проект в Москве, ему не удалось преодолеть бюрократические препоны, но он готов сотрудничать с Петербургом.

Кстати, Роман считает, что «любая, даже самая ужасная скульптура все же вызывает положительные эмоции — потому что это символ заботы об этом месте».

Философ Александр Секацкий  при этом предостерегает, что «вещи не могут существовать безнаказанно в мемориальном пространстве» и «нужна пятая власть — художников и градостроителей, которая и возьмет всю полноту ответственности за заполнение мемориальных пространств». Когда-нибудь и новостройки станут мемориальными пространствами…


Галина Артеменко

Фото автора и Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх