«Зинаида Райх» вернулась в театр «на Литейном»
«Любовь и смерть Зинаиды Райх» — спектакль о судьбе актрисы, первой жены Есенина и последней жены Мейерхольда. 101-й сезон Театр открыл премьерой новой редакции спектакля.
101-й сезон Театр открыл премьерой новой редакции спектакля.
Замену искали целый год
«Любовь и смерть Зинаиды Райх» — спектакль о судьбе актрисы, первой жены Есенина и последней жены Мейерхольда. Имя Райх, когда-то оклеветанное и преданное забвению, до сих пор вызывает кривотолки, но не только ее судьба волновала постановщиков. Этот спектакль — о судьбах целого поколения художников, которым пришлось жить и творить в страшную сталинскую эпоху. Режиссер Игорь Ларин поставил спектакль в духе игрового театра: условное оформление, быстрая смена масок, острая характерность представляемых персонажей, музыкальность, балаганная удаль и задор. Актеры не пытаются перевоплотиться и сыграть «Мейерхольда» или «Есенина», что могло бы выглядеть некорректно. Они как бы «представляют» своих персонажей, создают собирательные образы. Эти люди — поэты, художники, режиссеры, актеры, жившие в начале прошлого века, — пишут стихи, пьют, ставят спектакли, создают свои «системы», любят, выясняют сложные сердечные взаимоотношения, участвуют в революции, играют. И все поколение «пьяных окаянной пляской» (опять же цитируя Ахматову) не замечает мрачной реальности эпохи, в которую живет. Заканчивается все трагедией: «суровая эпоха» обрывает игру и уничтожает людей.
Мейерхольд (Михаил Лучко) и его муза Райх (Татьяна Тузова).
Спектакль «Любовь и смерть Зинаиды Райх» был поставлен пять лет назад и шел с большим успехом. Особенно полюбили его молодые зрители, старшеклассники ходили смотреть «Райх» по нескольку раз. К большому сожалению поклонников этого спектакля, год назад он исчез из репертуара театра в связи с тем, что исполнительница заглавной роли заслуженная артистка Елена Немзер перешла в Александринский театр. Замену ей искали целый год, и наконец молодая актриса Татьяна Тузова вышла на сцену в роли Зинаиды Райх. Для театра это стало важным событием.
Мы пришли в Театр «На Литейном» накануне премьеры и стали первыми зрителями новой версии любимого спектакля. Елена Немзер смотрела спектакль из зрительного зала, очень волновалась за свою протеже и беззвучно подсказывала ей текст или движения в танцах. Такая цеховая солидарность вызывает уважение. Хотя молодая актриса волновалась, сразу стало ясно: эта роль ей по плечу, Зинаида Райх в исполнении Татьяны Тузовой стала более лиричной, актриса уменьшает дистанцию между собой и героиней, как бы присваивая ее переживания. Тем, кто любил этот спектакль, будет любопытно посмотреть вторую редакцию и сделать свои выводы.
Пародия на экспериментальные спектакли Мейерхольда.
Комический Ленин (Вадим Бачанов) провозгласил курс на электрификацию страны.
Мейерхольд призывает актеров «вздыбливать» искусство.
Александр Гетман: Райх была сексапильной
После генеральной репетиции, пока актеры переодевались в гримуборных, директор Театра «На Литейном» Александр Гетман рассказал нам о том, почему именно Татьяне Тузовой досталась роль Зинаиды Райх, и поделился планами на предстоящий сезон:
— Мы дорожим этим спектаклем, потому что его любят зрители, и в нашем репертуаре он занимает особое место, он ни на что не похож. В спектакле поднимается тема не новая для российского театра, но важная: интеллигенция и власть. Не знаю, где еще так же правдиво говорят об этом, как в нашем спектакле. И как оказалось, эта проблема волнует зрителей, они идут на «Любовь и смерть Зинаиды Райх» не только из-за того, что в основе действия любовная история, но потому, что их привлекает тема. К сожалению, после ухода Елены Немзер мы год не играли спектакль, ведь заменить главную героиню очень сложная задача. Райх была талантливой актрисой, но она была еще и потрясающей женщиной, тогда не было этого слова, но мы бы сейчас сказали, что она была сексапильной. Вспоминают, что когда Зинаида Николаевна входила в комнату, то от нее как будто электрические разряды шли. Она сводила с ума мужчин. И чтобы сыграть эту роль, актрисе мало быть красивой, в ней должна быть какая-то исключительность. Мы долго искали актрису, которая смогла бы заменить Елену Немзер, приглашать из другого театра не хотелось, я поговорил с Еленой Яковлевной, и она посоветовала мне обратить внимание на нашу молодую актрису Татьяну Тузову. Тане бог подарил уникальное качество: она обладает потрясающей энергией. Когда она выходит на сцену, то заполняет собой все пространство. Елена Яковлевна сама репетировала с Таней, можно сказать, передала роль из рук в руки, за что мы ей очень благодарны.
— Что нового ждет нас в этом сезоне?
— Сейчас молодой режиссер Галина Жданова репетирует «Ромео и Джульетту». Роль Джульетты исполнит Анюта Арефьева, недавняя ученица Григория Козлова. Аня — потомственная актриса, в нашем театре играл ее дедушка Геннадий Ложкин, сейчас играет ее мама — Алена Ложкина, и вот теперь Анна пришла к нам. Параллельно наш актер Андрей Сидельников, заканчивающий режиссерский факультет, репетирует свой дипломный спектакль по пьесе Михаила Дурненкова «Самый легкий способ бросить курить». В феврале на Володинском фестивале он сделал читку этой пьесы, и она была признана одной из лучших. Так что я обратился к специалисту по «новой драме» Виктору Рыжакову и предложил ему стать руководителем этой постановки, мы планируем выпустить спектакль к очередному фестивалю «Пять вечеров». Режиссер Роман Смирнов с той же командой, которая занята в дилогии «Квартирник» и «Тень города», ставит киносценарий Татьяны Москвиной «Конечно Достоевский». Как всегда, у Москвиной блестящий язык и характеры, это современная, сугубо питерская история — и смешная, и грустная.
Фото Дарьи ПИЧУГИНОЙ