Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Не стало грозы пиратов ХХ века

Последние годы он играл в Театре Комедии имени Акимова. Уже известно, что в полдень 17 июня в Театре Комедии пройдет гражданская панихида по актеру. В 15.00 он будет погребен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Несколько слов о Петре Сергеевиче сказала нам художественный руководитель Театра Комедии Татьяна Казакова.

- Петр Сергеевич скончался в 1.50 ночи. Знаете, какой-то серьезной болезни тут не было. Просто общее ухудшение здоровья. У него так неоднократно было. Давление и так далее... В больнице к нему отношение было замечательное - конечно, его все знают. Мы были уверены, что его опять откачают. Не получилось, к сожалению.

У нас в Театре Комедии Петр Вельяминов работал 15 лет, но играл только в одном спектакле. Это пьеса Бермана «Мужчины в ее жизни», там у него была роль сенатора Нолана.

К сожалению, после этого он ничего не играл у нас - снимался в кино. А потом он заболел и не мог уже выходить на сцену.

И то, что произошло сейчас, - страшное горе, поскольку ушел из жизни выдающийся артист и совершенно уникальный человек. Судьба у него была драматичная. Он потомок древнего рода Вельяминовых, его предки упоминаются еще в документах времен Владимира Мономаха. Все они были военными, командирами.

А Петр Сергеевич был единственным, кто нарушил эту военную стезю, пошел по актерской тропе. Отец его был белый офицер, который по зову сердца перешел на сторону Красной Армии. За дворянское происхождение и поплатился: был осужден на 16 лет лагерей. Была репрессирована его жена, мать Петра. И сам он тоже попал в лагеря как сын врага народа - был осужден на десять лет. Год ему скостили за участие в лагерной самодеятельности. Там ведь сидели и артисты МХАТа, ставились спектакли... Мне кажется, этот мальчик, Петя Вельяминов, поразил всех своей чистотой, добротой и талантом. Даже там - бог знает где, в Сибири, - было ясно, что это особенный человек.

Но после все ужасы прошли, и семья воссоединилась. И во всех своих перипетиях они не проклинали судьбу, не озлобились, не хотели мстить. Внутренний аристократизм их фамилии просто поражает.

Выйдя на свободу, он сразу же поехал в Абакан - просто потому, что в Абакане есть театр. Играл там, параллельно работал, чтоб прокормиться, на сплаве леса.

Получил маленькую роль, другую... а потом - самую главную. Потом он постепенно продвигался к центру России, играл в разных театрах. Сто пятьдесят ролей!

В какой-то момент попал в «Современник» к Галине Волчек. Там, правда, ничего не успел сыграть - его уже позвали в кино. То, что он сделал в своих фильмах, забыть невозможно.

Когда он снялся в телефильмах «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», его сразу полюбили. Но никто и не думал, какой он истинный дворянин - в ватнике, в кирзовых сапогах! А потом мы увидели последний фильм Любови Орловой «Скворец и Лира»... Вы не представляете, какой он там красивый! Как ему идет фрак, и как он умеет это носить.

Я однажды спросила у него, не думает ли он, что жизнь с ним сыграла злую шутку. В памяти людей он останется положительным красивым героем своего времени, а на самом деле судьба его была тяжелой и горькой. И он ответил, что так не считает. «Я играю, - сказал он,- про людей. А такие люди всегда были». Считаю, что он и сам таким был.

Подготовил Федор ДУБШАН

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх