Газета выходит с октября 1917 года Friday 8 ноября 2024

Чиновник, сядь на велосипед!

Велодорожки в Петербурге отнесли к области… науки

Англичан никогда не удивлял тот факт, что мэр Лондона Борис Джонсон разъезжает по городу на велосипеде. Обычное дело! В Англии так многие чиновники передвигаются. Лондонцы обратили внимание на средство передвижения своего мэра только после того, как он, возвращаясь с работы поздно вечером, спас девушку от хулиганов. Впрочем, даже это не сделало Джонсона национальным героем. Спас — и молодец.

Петербургские чиновники девушек не спасают, а велосипедам предпочитают дорогие иномарки. Может быть, именно поэтому в городе, где проживают около 1,5 млн. велосипедистов, проложено менее 10 км велодорожек? Вот и во время пресс-конференции на тему развития велосипедного движения в Петербурге припаркованных у пресс-центра велосипедов не наблюдалось. Только один участник — активист петербургского велодвижения — приехал на двухколесном «друге». Сами разработчики проекта развития велодорожек из комитета по транспортно-транзитной политике добирались сюда на автомобилях, а на пресс-конференции рассказывали в основном о научном обосновании своей работы.

Матрица велосипедного движения по результатам анкетирования велосипедистов..

И не надейтесь!
На деле выстроить в этом году хотя бы одну велодорожку чиновники даже не обещают. Максимум — доделают ту, что на Крестовском острове.
— Коллеги по организации улично-дорожной сети сказали, что этот проект завершат, — заверил председатель комитета по транспортно-транзитной политике Алексей Бакирей. — Что касается прорыва серьезного, то говорить о том, что мы построим 45 км велодорожек, я бы не стал.
Но ведь ездить на велосипеде по Крестовскому острову удобно и без дорожек, поскольку автомобилей и прохожих там мало, а тротуары и проезжая часть — широкие.
Второй краткосрочный план комитета относится уже скорее к 2013 году. Возможно, существующую велодорожку на проспекте Луначарского продлят по улице Руставели, Пискаревскому проспекту и (в более отдаленном будущем) по Свердловской набережной. Но по этому направлению, как и на Крестовском, и так более-менее удобно ездить на двухколесном.


Никакой конкретики
Куда больше петербуржцы интересуются направлениями с окраин в центр города. Но тут-то как раз никакой конкретики пока нет.
По результатам анкетирования велосипедистов в комитете по транспортно-транзитной политике составили схему с необходимыми маршрутами и парковками и обозначили все это на картах. При увеличении карты видно, что местами маршруты проходят прямиком по речной глади Невы. В общем, карту даже не потрудились отобразить аккуратно, в соответствующих компьютерных программах, — мелочь, которая о многом говорит.

Радует, что маршрут по Петроградской стороне, судя по схеме, включает в себя участок, который на прошлой неделе подробно описал «Вечерний Петербург» в качестве своего собственного предложения.

Нет конкретики и по суммам, которые потребуются на реализацию программы. Напомним, по разным данным, с 2007 года было уже выделено от 1,3 до 5 млн. рублей. Сейчас речь идет примерно о 2 млн. на первоначальном этапе. Кроме того, чиновники уже начинают намекать, что очень рассчитывают на поддержку бизнеса.


Ездите по велодорожкам-невидимкам
Но где же те 115 трасс, которые по планам 2008 года (согласно распоряжению правительства Санкт-Петербурга от 03.06.2008 №69-рп «О мерах по развитию сети велосипедных дорожек и строительству кольцевых велосипедных трасс в Санкт-Петербурге») должны сейчас радовать петербургских велосипедистов? Чиновники не в курсе.

Кстати, в редакцию «Вечернего Петербурга» на прошлой неделе звонил житель Левашова, который с 2007 года предпринимал попытки организовать в этом населенном пункте велодорожку.
— Чиновники просто не выдавали разрешений, зато охотно инвестировали проекты своих знакомых и родственников в других пригородах, — рассказал наш читатель. — Теперь я собираюсь предложить свой проект снова, нынешним работникам транспортных комитетов.

В комитете по транспортно-транзитной политике заверяют, что на этот раз (по документу 2011 года «Транспортная стратегия Санкт-Петербурга до 2025 года: обустройство городских маршрутов для велосипедистов в рамках реализации направления «Доступность транспортной системы») подошли к вопросу серьезно, по-научному, а к очередной разработке схем велодвижения привлекли «велосипедное сообщество», а именно клуб велосипедистов «ВелоПитер», и представителей других общественных организаций.

А в европейских городах велосипеды — везде...

Велосипед как наука
«Сообщество» откликнулось охотно и уже выдвинуло свои предложения: 120 км новых трасс и парковки — прежде всего у четырех городских вокзалов, а в перспективе и у всех станций метро.

Но чиновники решили продолжить научные изыскания в области «велосипедизма» и будут заниматься исследовательской работой еще как минимум полгода.
Может быть, эффективнее им было бы просто сесть на велосипед и проехаться по городу?
— У нас начальнику положено восседать на троне, — сыронизировал гендиректор клуба «ВелоПитер» Илья Гуревич и вспомнил уже упомянутую нами историю о мэре Лондона.

Надо сказать, в Петербурге периодически на велосипед садится глава Фрунзенского района Терентий Мещеряков. Правда, впечатление при этом производит двоякое: то ли и вправду интересуется велоездой, то ли формирует для себя правильный имидж.

Фрунзенский район — пионер в развитии велодвижения в городе, и существующая там дорожка вдоль проспекта Славы действительно очень популярна. Есть и еще одна, не менее востребованная, на Софийской улице. Если бы не КАД, по ней можно было бы доехать аж до Пушкина. Впрочем, велосипедистам достаточно будет и небольших маршрутов по городу.

— Базовой инфраструктуры для начала было бы достаточно, — считает Илья Гуревич. — Итоги реализации всех планов, наверное, к своей пенсии сможет увидеть мой сын, которому сейчас шесть месяцев.


Первопроходцами не стали, но деньги взяли
Чиновники уверяют, что уже совсем скоро, а именно в 2025 году, в городе появится полноценная велоинфраструктура: парковки у всех станций метро, дорожки между окраинами и центром и даже между городом и пригородами. Базовую инфраструктуру разовьют еще быстрее — к 2015 году. Чиновники и сейчас не сидят без дела. «Велопроблемой» они занялись еще осенью и получили массу ценной информации, как то: в городе 1,5 млн. велосипедистов, при этом в трафике движения велосипедистов мало, всего 10%, и связано это с отсутствием соответствующей инфраструктуры.

Но ненадолго перестанем иронизировать. Хотя это и непросто, с учетом абсурдности самой ситуации: с 2007 года транспорт-ные комитеты безуспешно силятся сделать хотя бы пару велодорожек в Петербурге. Но и им непросто. В центре, например, загружены и проезжая часть, и тротуары.

Да и нет ни у одного российского города опыта организации полноценной инфраструктуры для велосипедистов, а значит, Петербург здесь — первопроходец. В то же время если уж делать велодорожку, то она должна быть безопасной и соответствовать всем законодательным актам, которых немало. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях велосипедистам особого внимания не уделено. К тому же организация такой инфраструктуры затрагивает Земельный кодекс РФ, федеральные законы «Об автомобильных дорогах» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Правила дорожного движения, а для Петербурга еще и региональные нормативы градостроительного проектирования, СНиП «Автомобильные дороги» и ГОСТы «Классификация автомобильных дорог» и «Автомобильные дороги общего пользования». Ну, видимо, именно на анализ этой сложной ситуации и ушли выделявшиеся ранее из бюджета миллионы рублей...

↑ Наверх