Газета выходит с октября 1917 года Monday 25 ноября 2024

«Оказалось все не так страшно и прожить полтора года в Комарове можно!»

Корреспонденты «Вечёрки» навестили ветеранов сцены

В феврале мы на страницах нашей газеты рассказывали о том, что Дом ветеранов сцены им. Марии Савиной после многолетних мытарств, поиска денег, составления проектно-сметной документации (которое длилось так долго, что это уже напоминало пьесу «Дело» Сухово-Кобылина) наконец-то закрылся на капитальный ремонт и реконструкцию. 

Нина Алексеевна Шумская и ее супруг Валентин Власович.

Тогда нас волновала судьба ветеранов, которых перевезли жить в наскоро отремонтированный Дом творчества СТД в Комарове. Лишь немногие поехали туда добровольно, и ветеранов можно было понять: условия жизни, которые им собирались предложить в Комарове, отличались от жизни в доме на Петровском проспекте не в лучшую сторону. И вот, спустя два месяца, корреспонденты «Вечёрки» отправились в Комарово, чтобы узнать, как поживают ветераны сцены. 

Дом действительно подвергся косметическому ремонту: в нем светло, чисто, хотя и не очень уютно. В старинном доме на Петровском царила особенная атмосфера: войдя туда, ты как будто оказывался в ХIХ веке или в декорациях к чеховской пьесе. А в Комарове обстановка больше напоминает провинциальную гостиницу. Хотя, конечно же, все условия для обслуживания ветеранов тут созданы: нам продемонстрировали просторную столовую, в которой во время обеда работает большой телевизор, побывали мы и в отремонтированной кухне, и в новеньком концертном зале. Насущные проблемы ветеранов также разрешены: дважды в неделю стариков отвозят в Зеленогорск в магазины, а тех, кому нужно показаться врачам, возят в город в 40-ю поликлинику. Есть в доме парикмахерская, на праздники приезжают артисты с концертными программами. Все ветераны, с которыми мы разговаривали, в один голос твердят, что кормят очень хорошо и обильно (на Петровском много лет старики жаловались на плохое питание). Пожалуй, одна проблема осталась неразрешенной и острой — крохотные комнаты, в которых ютятся ветераны. В девятиметровых номерах выделили место под «удобства»: теперь в каждом номере есть туалет и душ. А собственно жилые комнаты занимают теперь всего 

Нина Михайловна Сенина скучает по своему дому.

5 метров, напоминая купе в поезде.

На первом этаже есть несколько больших «семейных» комнат. Они, конечно, тоже относительно большие, но все-таки в них можно повернуться, там можно поставить свою мебель и как-то обустроить быт. Мы зашли в гости к бывшей оперной певице Нине Алексеевне Шумской и ее супругу Валентину Власовичу, они как раз живут в «семейной комнате». Нина Алексеевна обладает талантом любое помещение сделать нарядным и уютным, так что в их комнатке мы с удовольствием провели время: попили кофе, поговорили и даже примерили концертные платья Шумской, которые она хранит в шкафу. Первое, о чем мы спросили новоселов, — как им живется в Комарове, и Нина Алексеевна ответила:

— Я не пожалела, что сюда переехала, комната у нас хорошая. Но даже в маленьких комнатах все живут по-разному: кто-то умеет устроиться уютно и хорошо, а кто-то так загромоздил все вещами, что не развернуться.  Нам нравится, как здесь кормят: очень вкусно делают пироги, просто отменное тесто. А вот гулять я еще не ходила, территории не видела, но Валя ходит гулять, и ему нравится это место. 

— А по дому скучаете?

— Безумно! Все мысли о доме. Мне так не хотелось оттуда уезжать. Помню, я сидела, как Пиковая дама, стучала палкой и кричала: «Не поеду, не уговаривайте!» Вот такое состояние было. Но оказалось, что все не так страшно и полтора года здесь прожить можно. 

Тамаре Федоровне Гульковской 92 года, но она и сейчас яркая и интересная женщина.

Попрощавшись с Ниной Алексеевной, мы поднялись на другие этажи, где расположены маленькие комнаты, и поговорили с их жильцами. Оказалось, что далеко не все довольны новым жильем. Татьяна Львовна Новицкая, бывший работник телевидения, живет в комнате с казенной мебелью, и там до сих пор сохранился запах пластмассы — ведь все перегородки сделаны из пластика. Татьяна Львовна тоже готова потерпеть год или полтора (пока длится ремонт здания на Петровском) в этих условиях, но не скрывает, что это тяжело:

— Сюда хорошо приезжать отдыхать на две недели или даже на месяц, но жить здесь в бытовом смысле очень тяжело. Я не повезла сюда свою мебель, потому как мне сразу сказали, что здесь пять метров, и я взяла только самое необходимое. Тут даже некуда одежду повесить: в этот узкий шкаф мало что помещается. 

Бывшей актрисе Тамаре Федоровне Гульковской 92 года, но она и сейчас яркая и интересная женщина. Тамара Федоровна порадовала нас своим оптимизмом, она, смеясь, говорила о сложных бытовых условиях, в которых живет. Она не захотела жить среди казенной мебели, перевезла сюда свою, но комнатка превратилась в спичечный коробок: по коридорчику можно протиснуться только боком, а в самой комнатке даже два человека не могут развернуться. Мы же зашли втроем, и, чтобы фотокор могла сделать снимки, мне приходилось выходить в коридор. Войти в комнаты тоже непросто: двери открываются вовнутрь и каждый раз в крохотной «прихожей» кто-нибудь оказывался придавленным дверью. Нагнуться, повернуться, вообще передвигаться в комнатах очень трудно. Но все ветераны, с которыми мы разговаривали, готовы потерпеть эти неудобства, все настроены оптимистично и с юмором говорят о трудностях.

В Комарове обстановка больше напоминает провинциальную гостиницу.

Что же касается тех десяти человек, которые отказались ехать в Комарово, то благодаря содействию председателя комитета по соцполитике Александра Ржаненкова они сейчас живут в доме ветеранов в Павловске. Мы разговаривали по телефону с Диной Петровной Кальченко, она сказала, что бытовые условия у них хорошие, комнаты отремонтированные и просторные, парк в двух шагах. Только все старики скучают по своему дому и ждут возвращения на Петровский проспект. А сроки возвращения зависят от того, как быстро удастся оформить все документы по передаче Союзом театральных деятелей Дома ветеранов сцены городу. Когда ДВС перейдет в ведомство Петербурга, ветеранов, живущих в Павловске, обещают вернуть домой и на протяжении ремонта основного здания позволить жить в медицинском корпусе, удаленном от стройплощадки.

Смотрите фоторепортаж

Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх