Газета выходит с октября 1917 года Sunday 24 ноября 2024

Памятники замуровывают, могилы уплотняют

На Выборгском шоссе не церемонятся со стариной

— Помните, год назад мы вместе боролись против надстройки почтовой станции в Парголове? — обратилась к журналистам «Вечернего Петербурга» Антонина Елисеева, координатор градозащитного движения «Живой город». — Тогда прокуратура обязала до 1 июля этого года вернуть зданию прежний вид. Срок истек, а ничего, конечно, не сделано.

Мы наведались на Выборгское шоссе, 342 — 346, и убедились: один из флигелей старинной почтовой станции окончательно замуровали. Перед ним вывеска «Шиномонтаж», окон на фасаде нет, дверь наглухо закрыта.
— Ничего тут не происходит, никто не появляется, — сообщили работницы действующего отделения «Почты России».
— Что ж вы сейчас этот дом фотографируете? — остановили две местные старушки корреспондента «ВП», приняв его за любознательного туриста. — Вот прежде он интересный был, старинный, кирпичный, а теперь его весь зашили и надстроили. Зайдите со двора, увидите, как выглядела прежде почтовая станция. Мы ее всю такой помним.

Почтовая станция у тракта — памятник, который должен охраняться государством. Фото: Аллы РЕПИНОЙ

Двор станции — уютный XIX век. Действующий почтовый корпус в приличном состоянии. Красивая кирпичная кладка, голуби — здание просто просится под музей для поселка. Во флигеле, тоже темного кирпича, торгуют кормами. Дверь и окна северного корпуса памятника закрыты наглухо и со двора. Расспросить хозяев, отчего они не выполнили распоряжение городской прокуратуры, возможным не представляется…

О том, что корпус начали надстраивать бетонными блоками, «ВП» узнал более года назад. Журналисты выяснили: в здании, объекте культурного наследия Петербурга, предприниматели намерены открыть магазин стройматериалов. Место тут бойкое, на дачной трассе. Чего ограничивать себя в торговых площадях? Стали возводить второй этаж.

Однако после публикаций в прессе постройкой заинтересовался КГИОП — ведомство Смольного по охране памятников истории и культуры. На проверку вышла городская прокуратура. Она и установила, что памятник перекраивают вне правил и законов. Вердикт прокуроров был надстройку разобрать. Весной 2010 года собственнику выдали предписание прекратить работы, разработать документацию по реставрации корпуса почтовой станции и предоставить ее на рассмотрение КГИОПу. После чего отреставрировать объект, восстановив его первоначальный облик, — в срок до 1 июля 2011 года.

Тогда же «Вечерний Петербург» выразил большое сомнение в столь длительном сроке исправления ошибок. На укладку бетонных блоков ушла пара месяцев, и что ж их целый год-то демонтировать? Прокуроры объяснили редакции, что долгое время займет реставрация — при ней одна лишь процедура согласования документации растягивается на месяцы. Месяцы шли, год минул — и вот результат: замурованный в желтый глухой куб корпус памятника. Каким он был, теперь помнят только парголовские старожилы. Распоряжение прокуратуры не выполнено — комплекс старинной почтовой станции уничтожен. А градозащитники Северной столицы в очередной раз могут констатировать: КГИОП — отдыхает.

 

Квартирка — стенкой об могилку

Еще один тревожный адрес в списке градозащитников — тоже здесь, на Выборгском шоссе. В Озерках, былой романтической дачной местности под Петербургом, ныне ставшей территорией строительного бума. Бум разворачивается по принципу: кто каким участком завладеет, тот и строит на нем по своему разумению. Окрестности Суздальских озер застраиваются хаотично. Вдоль и поперек местности за разнокалиберными заборами поднимаются таун-хаусы, коттеджи, примитивные кубы из газобетонных блоков вроде того, что сооружен деловыми людьми в Парголове. Гордое понятие «архитектурный ансамбль» здесь следует забыть. О регулярной застройке — некогда фирменной марке Северной столицы — в Озерках нет и речи.

Теперь строительный забор приблизился буквально к могилам Шуваловского кладбища. На участке справа от арки центрального входа скоростным методом строится здание из крупных бетонных блоков. Это будет малоэтажный жилой дом. Зады дома, таким образом, окажутся в считаных метрах от могил. Кому-то придется иметь вид из окошка на надгробия с датами блокадных лет. Если, конечно, этот дворовый, кладбищенский фасад не сделают глухим. Но все равно квартирки будут — стенкой об могилки…

Коттедж строится едва ли не на погосте. Фото: Аллы РЕПИНОЙ

— И очень хорошо, — похвалили стройку «Вечернему Петербургу» от имени жильцов соседнего четырехэтажного элитного жилого комплекса, выходящего на Суздальское озеро. — Новый дом перекроет нам печальный вид на кладбище.
— Сейчас много шума вокруг этой стройки. Митинги, сборы подписей. Было даже хулиганство: некие активисты повалили строительный забор, — дал свою оценку происходящему Алексей, с которым корреспондент «ВП» познакомилась здесь же, на кладбище.

Молодой мужчина представился бывшим владельцем «нашумевшего» земельного участка.
— Когда я его купил, на этом месте, где сейчас возводят коттедж, тоже здание стояло — бывшее общежитие, построенное после войны, — посвятил он в историю. — Сказать, что это кладбищенская земля, не могу. Не знаю. Старожилы рассказывали, в блокаду здесь были грядки, люди сажали овощи, которые спасали от голода.
Мы вместе сошлись во мнении, что огороды могли разбить и на месте заброшенных могил — так делалось в войну и на других кладбищах Ленинграда, люди использовали каждый клочок земли. В любом случае при постройке того общежития место перепахали, изменили. Коттедж поднимается вроде бы не на костях. Просто в плотном соседстве с кладбищем.

Градозащитники утверждают: подобное строительство в зоне памятника незаконно.
— Шуваловское кладбище, расположенное на берегу Суздальского озера на Церковной горе, — одно из самых красивых кладбищ Санкт-Петербурга. Оно было заложено в середине XVIII века. На кладбище располагаются два действующих храма. Здесь множество могил выдающихся россиян, а также захоронения времен Великой Отечественной войны: воинов, умерших от ран, горожан, погибших от голода, — рассказывают в «Живом городе». — Мы считаем, что строительство вплотную к кладбищу разрушает уникальный исторический ландшафт единственного в городе нагорного погоста.

Коллективное письмо протеста с подписями 1266 горожан направлено во все инстанции, от Кремля до Мариинского дворца. А на запросы самого «Живого города» уже получен ответ из Госстройнадзора.
— Формулировка Госстройнадзора нас очень настораживает. Это ведомство рекомендовало «приостановку строительства до получения разрешения в установленном законом порядке». Мы же считаем, что стройка ведется с явными нарушениями действующих для данной зоны законов, и то, что построено на данный момент, должно быть демонтировано, — говорят градозащитники.
Не учитывая того, что даже прокурорский вердикт о демонтаже к исполнению в Петербурге — не обязателен.

Алла РЕПИНА
↑ Наверх