Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

«Печатню» выселяют из Петропавловки

Музею, вот уже 15 лет располагающемуся в Невской куртине Петропавловской крепости, скоро грозит выселение

«Печатня» — это, пожалуй, единственное место в России, где любой желающий может не только детально познакомиться с граверным искусством, но и собственноручно создать гравюру или монотипию. Работает здесь и «Школа печатной графики» для всех желающих. Причем вход в «Печатню» — бесплатный, а мастер-классы и создание гравюры стоят, по нынешним временам, сущие копейки.

Только здесь школьники могли напечатать собственные гравюры на историческом станке.

Корреспондент «Вечернего Петербурга», узнав о нависшей над «Печатней» угрозе переселения из соцсетей, обратилась за разъяснением к ведущему специалисту «Печатни», сотруднику Государственного музея истории Санкт-Петербурга и генеральному директору Центра графического искусства Санкт-Петербургского союза художников Николаю Сердюкову и получила подтверждение информации. Сердюков транслировал руководство музея: «Уже к маю здесь будет другая экс­позиция».

Николай Сердюков с приглашением на экономический форум.

Николай Владимирович рассказал о том, как создавалась «Печатня»: в казематах Невской куртины несколько десятилетий размещалось издательство «Художник РСФСР», а когда началась реставрация старинных пространств куртины, печатники решили не уходить, а сами принять участие в реставрационных работах. Работы шли с 1992 по 1997 год, торжественное открытие «Печатни» с присутствием тогдашнего губернатора Яковлева состоялось 14 февраля 1997 года. Сохранились фотографии, на которых художники с лопатами в руках работают под старыми сводами, — теперь благодаря их усилиям можно увидеть двухуровневые казематы крепости, подпорные арки, которые были воссозданы, подлинные доски пола 1732 года, фрагмент старой стены до облицовки крепости гранитом. Во время раскопок было найдено около полутора тысяч артефактов, поступивших в фонды Государственного музея истории го-рода. 

Около ста экспонатов — керамические плошки-светцы, голландские курительные трубки XVII века, голландские изразцы, монеты 1735 и 1736 годов — до недавнего времени можно было увидеть в исторической экспозиции «Печатни». Но исторические экспонаты руководство музея решило убрать, на полу остались лишь светлые пятна на местах, где были стеллажи, — музей решил сэкономить на двух смотрителях с зарплатой в пять тысяч рублей. 

Когда Николай Сердюков рассказывал корреспонденту «Вечёрки» про историю раскопок, про найденные здесь предметы, подробно пояснял, что за материалы развешаны на стенах — а это уникальные, созданные вручную копии подлинных чертежей Доменико Трезини, вокруг нас собралась толпа посетителей, и люди все прибывали. «Экскурсовода отсюда тоже решено было убрать», — отметил Сердюков.

Ныне в «Печатне» находятся пять старинных станков, четыре из которых были приобретены Сердюковым и подарены музею, а один станок уникальный — 1834 года выпуска, на нем сохранилось клеймо Александровской мануфактуры (ныне Обуховского завода). Таких было выпущено всего несколько, а на этом станке, как говорит Сердюков, «вполне могли бы печататься прижизненные издания Пушкина». Этот станок был передан в экспозицию из Комендантского дома Петропавловской крепости.

Николай Сердюков не устает повторять, что «Печатня», располагающаяся в Невской куртине Петропавловки — бойком туристическом месте, — дает возможность чрезвычайно широкому кругу петербуржцев и гостей города ознакомиться с традиционным петербургским видом классического искусства: «Еще 30 лет назад в городе работали сотни художников, создававших литографии и гравюры, ныне же их осталось всего лишь несколько десятков, а ведь это искусство традиционно для города — вспомните Остроумову-Лебедеву». 

Многое в музее искренне интересует детей.

Искусство офорта и гравюры — истинно петербургское, строгое искусство. Николай Сердюков напоминает исторические факты: еще в 1696 году Петр I собственноручно в Амстердаме создал в гостях у известного мастера Шенебека офорт — сложную многофигурную композицию «Торжество православия над магометанством», а в 1704 году в только что основанный Санкт-Петербург был приглашен также известный голландский гравер Питер Пиккарт, который сделал первый офорт с изображением молодой столицы. В 1711 году за Иоанновским мостом Петр I открыл первую граверную мастерскую. «Любая наша работа — работа подлинная, авторская. Это единственное в России место, где человек может не только купить эстамп, но и напечатать собственную гравюру — мы предлагаем 14 сюжетов — на нашем историческом станке, своими руками краску накатает, увидит, что такое гравировальные инструменты, создаст монотипию, причем два оттиска, а не один», — говорит художник. 

Среди других сокровищ «Печатни» — ручной позолотный пресс, при нажатии на рычаг с усилием в 30 килограммов он создает усилие… в 60 тонн! Есть станок 1906 года, на котором когда-то издавалась ленинская «Искра», а на станке 1919 года теперь можно напечатать именную грамоту, что имярек посетил Петропавловскую крепость.

«Печатня» — не суперприбыльное, но и вовсе не убыточное для музея предприятие, при ежегодных эксплуатационных затратах в 400 тысяч рублей «Печатня» приносила музею даже в кризисные годы всегда больше миллиона, хотя для рентабельности надо отдать только 900 тысяч.

Что же будет с «Печатней»? В Государственном музее истории Санкт-Петербурга дали официальный ответ: «Государственный музей истории Санкт-Петербурга принял решение о переносе интерактивного проекта «Печатня» на другую площадку — в один из филиалов музея, в Музей печати Санкт-Петербурга, расположенный на наб. р. Мойки, 32, где находится тематическая экспозиция, посвященная истории печатного дела в Петербурге. Мастер-классы по печати будут проходить в сохранившемся типографском зале начала ХХ века, где и экспонируются печатные станки из коллекции ГМИ СПб.

Помещения Невской куртины, где располагалась «Печатня», сегодня нуждаются в ремонтных работах. После их осуществления музей планирует разместить в этих помещениях продолжение постоянной экспозиции «История Петропавловской крепости».

"Вечерний Петербург" также просит внимательно отнестись к судьбе "Печатни".

В Музее печати на Мойке, 32, о ситуации знают, но оптимизма по этому поводу особо не проявляют. Заведующая музеем Валентина Демидова рассказала, что музею, который располагается на втором этаже, разместить тяжелые станки, а некоторые весят 2,5 тонны и более, будет невозможно — они просто провалятся, пол выдерживает только тонну. Кроме того, такая музейная  «уплотниловка» создаст ситуацию, когда либо невозможно будет проводить экскурсии, либо — мастер-классы. Есть и экономическая проблема: выручка от входных билетов в Музей печати ниже, чем бесплатный проход в «Печатню», но с возможностью выполнить гравюры или литографии собственными руками. И Петропавловка более известна иностранным туристам и гостям города, нежели гораздо менее «раскрученный» Музей печати на Мойке.

Кстати, Николай Сердюков рассказал, что раньше «Печатня» относилась к отделу культурно-массовой работы музея, а теперь переведена в отдел дополнительных услуг, поэтому все больше места в «Печатне» отводится торговле сувенирами, как правило, китайского производства.

Между тем круг посетителей «Печатни» очень широк — от петербуржцев до жителей Москвы, Екатеринбурга, Владивостока, Камчатки, других российских регионов, а также Англии, Франции, Германии, Эстонии, Украины. Во время «Ночи музеев-2011» в «Печатне» были просто толпы людей — об этом корреспондент «Вечёрки» может судить по собственному опыту. В Петропавловской крепости — музее городском — исчезнет уникальная «Печатня»,  явление более чем петербургское. А что появится взамен?

Фото автора
↑ Наверх