Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Ретротрамваи выгоняют с Васильевского

Музей электротранспорта на Васильевском острове под угрозой исчезновения. На месте бывшего трамвайного парка имени Леонова собираются построить общественно-деловой центр.

Музей электротранспорта на Васильевском острове под угрозой исчезновения. На месте бывшего трамвайного парка имени Леонова собираются построить общественно-деловой центр. Что будет с ретротрамваями, вразумительно не может ответить никто.

Где мой домик?

Вчера у станции метро «Василеостровская» активисты движений «Живой город» и «Петербуржцы за общественный транспорт» собирали подписи под обращением к министру культуры РФ Александру Авдееву. В нем шла речь о том, что существующий в нынешнем виде Музей городского электротранспорта имеет все основания для получения надлежащего статуса общедоступного музея как государственного учреждения культуры. Активисты просят министра провести государственную историко-культурную экспертизу на предмет включения в реестр объектов культурного наследия музея вместе с его экспонатами и обеспечить их сохранность.

Пикет прошел довольно мирно, возле макета бумажного трамвая с грустной надписью «Верните мой домик». Петербуржцы, заинтересовавшись, останавливались, задавали вопросы. Никто не отказывался оставить свою подпись — напротив, делали это крайне охотно.

— Этот музей необходим! Чтобы воспитывать следующие поколения, ведь со старого начинается все новое. Он также незаменим для будущих специалистов по транспорту как учебное пособие, — заявил нам петербуржец Владимир Старосотников.

— Вот сейчас строят «Морской фасад», расширяют территорию Васильевского острова с запада. Музей трамваев мог бы отлично привлекать туристов, если б его оставили на прежнем месте, — считает студент Сергей Иванов.

Все подписавшиеся говорили о музее с теплотой. Кому-то удалось попасть туда раньше, кто-то просто о нем слышал. Но все были единодушны в том, что музей уникальный и никто не вправе лишать людей удовольствия прикоснуться к истории трамвая — символического для нашего города транспорта. Некоторые упоминали о значимости расположения музея именно в трампарке на Васильевском — ведь оттуда отправился в путь первый блокадный трамвай.

 

Активисты ратуют за признание Музея городского электротранспорта вместе с его экспонатами объектом культурного наследия.

 

 


Ангары не тронут, но рельсы снимут

Тревога за судьбу музея трамвая возникла уже давно. Окончательную сумятицу внесло обсуждение на последнем Градсовете проекта строительства на территории бывшего трамвайного парка имени Леонова филармонического концертного зала и телефабрики. Идея принадлежит венгерской компании, проект разрабатывает «Архитектурная мастерская Мамошина». Чтобы проект был реализован, необходимо снести два дома на территории бывшего трампарка, выходящие фасадами на Средний проспект. Это действующие общежития. Вопрос о снятии с них охранного статуса — дело практически решенное.

Другое дело с тремя ангарами, в которых как раз и размещены раритетные трамваи. Они являются объектами культурного наследия регионального значения. Поэтому сносить их никто не будет. Но рельсы со Среднего проспекта снимут, и если экспонаты оставить на прежнем месте, они не смогут больше ездить. На Градсовете прозвучало предложение перевезти их в Музей блокадного трамвая в Автове. Но там никаких ангаров нет, и экспонаты под открытым небом будут приходить в негодность.

Тем временем местные жители следили за происходящим на территории бывшего трамвайного парка. Кто-то видел строительную технику, слышал скрежет. Родился слух о том, что музей в экстренном порядке выселяют. Корреспондент «Вечёрки» связалась с его директором Ефимом Щедринским.

 

Музейные экспонаты исправны и на ходу. Правда, рельсов трамвайных в округе скоро не будет…

 

 


— Кто вам это сказал? — возмутился г-н Щедринский. — Никаких приказов освободить помещение я не получал. К нам никто не приходил.

Дальнейшие попытки внести ясность также не дали результатов. Архитектор Михаил Мамошин два дня подряд был неуловим, а в компании, которой принадлежит идея проекта, нашему корреспонденту объяснили, что все находится на столь ранней стадии планирования, что и разговаривать пока не о чем. Правда, пообещали что-нибудь ответить на запрос.

Оперативно сработал лишь комитет по транспорту. Приводим выдержку из пришедшего в редакцию официального ответа:

«…ЦММП «Телеград» проводит на указанном земельном участке изыскательские работы на предмет определения возможности размещения многофункционального общественно-делового комплекса… В любом случае коллекция музея будет сохранена в полном объеме, ни один экспонат не останется без должного внимания и необходимого обслуживания».

Что ж, комитет по транспорту пообещал. Но как, кем и на чьи средства «должное внимание» и «необходимое обслуживание» будут обеспечиваться, не пояснил.

 

Мемориальная доска на здании общежития трампарка хранит память об уникальности этого места.

 

 


Музей никогда музеем не был

В 2003 году губернатор говорила о том, что неплохо было бы создать музей в трамвайном парке на Васильевском. Но в итоге решили, что в Петербурге и так слишком много музеев, и в 2008 году музей оформили как одно из подразделений ГУП «Горэлектротранс».

Так что обычный человек не может попасть сюда с улицы и попросить показать ему экспонаты. Надо пройти долгий процесс согласований с руководством.

— В 2006 — 2007 годах я работал на территории трамвайного парка на Васильевском, восстанавливал вагон, — рассказывает кандидат технических наук, доцент, руководитель движения «Петербуржцы за общественный транспорт» Владимир Федоров. — Тогда мы организовали музейные дни — договорились с «Горэлектротрансом», что будем приводить людей. Каждую вторую и четвертую субботу месяца мы проводили по три экскурсии в день, денег за это не брали. Подсчитали, что в день к нам приходили от двухсот до восьмисот человек. Приходили семьями, приводили друзей, приезжали из других городов. Так продолжалось с октября 2006-го по апрель 2007 года. В мае коммерческий отдел «Горэлектротранса» поинтересовался, почему мы пускаем людей бесплатно, и потребовал за каждую проведенную экскурсию платить 6 тысяч рублей. Пришлось прекратить. На каком основании мы должны были брать с людей деньги?

Так что с музеем трамвая сложилась весьма интересная ситуация. Никто не отрицает, что проект застройки территории трампарка существует, но при этом конкретные сроки не называются. Ну а судьба экспонатов музея, который и статуса-то такого официально не имеет, еще более туманна. Между тем любому жителю нашего города ясно, что эти раритеты необходимо сохранить. «Вечерний Петербург» будет следить за развитием событий.

Фото Натальи ЧАЙКИ

Комментарии

Руководитель фракции ЛДПР в ЗакСе Елена Бабич:

— Допустить, чтобы в Санкт-Петербурге не было музея трамваев? Не могу себе представить! Петербуржцы любят трамваи, помнят, что в них можно было проехать за три копейки. Без трамваев город не такой романтичный. И то, что у нас сохранились старые трамваи, по которым можно изучать, как изменялся этот вид транспорта, как менялась наша история, — здорово. Нужно приложить все усилия, чтобы сохранить музей трамваев. На прошлом заседании Законодательное собрание приняло обращение к губернатору о том, что нужно сохранить музей трамваев, и, я думаю, мы его сохраним.

Руководитель фракции «Справедливая Россия» в ЗакСе Олег Нилов:

— Музей трамваев должен быть. Возможно, в более цивилизованном месте — не на Парнасе, а даже пусть в центре города, где-нибудь в пешеходной зоне, чтобы к нему был доступ туристов. В парке имени Леонова, на мой взгляд, территория хорошая, может быть, для обслуживания трамваев, для их сохранения, но для туристов там точно не та территория. Еще хуже, если разбрасывать экспонаты по разным местам: это значит убить музей…

Депутат ЗакСа Виталий Милонов:

— Считаю, что музей трамваев обязательно должен быть. Не могу сказать, должен ли он располагаться в парке имени Леонова, — есть масса мест, где он может разместиться, но я уверен, что нет такого политика, чувствующего себя петербуржцем, который был бы против музея трамваев. Понятно, что этому музею — быть, это даже не обсуждается.

Василий Панкратов, заместитель председателя городского комитета по культуре:

— Проблема с музеем трамваев нас касается постольку, поскольку нас касается все, что связано с сохранением культурного наследия. Но юридически она нас не касается, так как, к сожалению, этот музей принадлежит другому ведомству. Музей очень интересный, там прекрасная коллекция не только трамваев, но есть и троллейбусы. Экспонаты находятся в разной степени сохранности, какие-то требуют починки и реставрации. Этот музей давно находится под нашим вниманием. Мы несколько раз с комитетом транспорта вели переговоры о судьбе музея. Сейчас ситуация такова: музей будут переносить в павильон другого трамвайного парка, а после того как он там разместится, мы будем вести переговоры о передаче хотя бы части коллекции в наше ведомство.

↑ Наверх