Счетчики сэкономить не помогут
Люди установили в своих квартирах счетчики горячей и холодной воды и считали, что платить должны только по их показаниям. Однако суммы в платежках с их расчетами не совпадали — и так из месяца в месяц.
В «Общественную приемную БМГ» все чаще обращаются граждане, которых сильно смущают суммы в квитанции на оплату коммунальных услуг. Эти люди установили в своих квартирах счетчики горячей и холодной воды и считали, что платить должны только по их показаниям. Однако суммы в платежках с их расчетами не совпадали — и так из месяца в месяц. Все обратившиеся попросили нас разобраться в ситуации, что мы легкомысленно и пообещали. Однако оказалось, что тема эта исключительно сложна для понимания простого человека.
Закон написан красиво
Все действия и взаимоотношения в сфере ЖКХ регулируются Жилищным кодексом, который вступил в силу 1 марта 2005 года. Если норм ЖК недостаточно, применяются нормы закона «О защите прав потребителей» и Гражданского кодекса. Все эти законы защищают права простых граждан и потребителей — в том числе в сфере ЖКХ. Они основаны на простых и понятных принципах:
все хозяева квартир должны оплачивать их содержание и предоставляемые коммунальные услуги;
все собственники квартир должны нести солидарную ответственность (включая оплату расходов) за содержание общедомового имущества многоквартирного дома;
обслуживающие организации (УК) вправе брать с жителей деньги только за предоставленные ими услуги.
Однако принципы эти то и дело нарушаются, причем с соизволения правительства страны и отдельных ведомств. Так, с 2006 года у нас действуют «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» (постановление правительства РФ от 23 мая 2006 г.
№ 307 в редакции от 21.07.08 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»). Казалось бы, если есть счетчики горячей и холодной воды, граждане должны платить именно по их показаниям. Однако в правилах есть приложение № 2, а в нем — пункт 3 и подпункт 1. Там приведена идиотская формула, согласно которой вы платите не по своему квартирному счетчику, а с учетом некоего поправочного коэффициента, в котором заложены показания общедомового счетчика и потребление воды в тех квартирах, в которых до сих пор счетчиков нет.
В результате хозяева всех квартир платят за воду, которую использовали все не прописанные в доме жильцы. А ведь все знают, что в квартире могут быть прописаны один-два человека, а жить — в пять раз больше, если хозяева сдают ее покомнатно или, хуже того, покоечно.
Счетчик спасает не всегда
Если на входе в дом стоят приборы учета, жилкомсервисы и иные обслуживающие наши дома организации обязаны рассчитываться с поставщиками воды (и тепла) по их показаниям. А с жителей брать деньги по нормативам или по показаниям счетчиков, которые стоят в квартирах. Однако система расчетов содержит лазейки, которые коммунальщики используют отнюдь не к выгоде своих клиентов.
Норматив потребления холодной воды в Петербурге — 220 литров на человека, тариф — 11 рублей 14 копеек, расход на одного человека — 199 рублей 86 копеек в месяц. К этому добавляются расходы на «общедомовые» потребности в воде: на помывку парадных и лестниц, на полив территории и так далее. В принципе они невелики и регулируются коэффициентами, установленными правительством Петербурга. Для холодной воды это 0,03, умноженное на площадь квартиры и на тариф. Для горячей воды цифра меняется: вместо трех сотых ставится одна.
Давайте рассмотрим возможные варианты. Я попробовала посчитать расходы по этим коэффициентам в своей квартире. Получилось 28 рублей за холодную воду и 47 — за горячую, всего 75 рублей в месяц — 6% от норматива. Но у меня практически идеальный вариант. В квартире стоят счетчики, на вводе воды в дом — тоже, ТСЖ работает как часы. В результате раз в квартал производится перерасчет по показаниям счетчиков и мы получаем платежку с… отрицательной суммой. Благодаря этому четыре месяца в году мы получаем коммунальные услуги фактически бесплатно.
Вторая схема — когда на вводе в дом установлен общедомовой прибор учета, а индивидуальные отсутствуют. Тогда показания общедомового счетчика делят на количество прописанных в доме человек, затем для каждой конкретной квартиры этот показатель умножают на число зарегистрированных именно в ней, а далее полученную цифру умножают на тарифы горячей и холодной воды. Казалось бы, все предельно просто и с точки зрения экономии должно быть выгодно. Но практика показала, что после установки общедомовых приборов расходы граждан на оплату водопотребления резко выросли. Почему? А вспомните, сколько в каждой квартире «нелегалов» или людей, зарегистрированных по другому месту жительства. Получается, счет выписан на одного человека (хозяина жилья), а водой пользуются четверо или пятеро. Общедомовой прибор эти расходы учитывает, и ложатся они на всех официально зарегистрированных жильцов дома.
Есть еще один невыгодный для собственников квартир вариант: в доме счетчик есть, в большинстве квартир — нет, но отдельные собственники счетчики себе все же поставили. Схема расчетов такова. Каждый платит по нормативу или по счетчику (если он есть), но с дома в целом требуется значительно больше. Разница возникает не только из-за присутствия в доме непрописанных жителей, но и в связи с общей изношенностью инженерных систем. В разницу входят все утечки в подвалах, слив воды из труб при необходимости их ремонта, капельки из ржавых вентилей…
По Жилищному кодексу жители не должны все это оплачивать. А по Правилам предоставления коммунальных услуг — обязаны. И коммунальщики поступают просто. Делят «недостачу» между всеми собственниками и ответственными квартиросъемщиками, а полученную сумму вписывают в платежку, в плюс к показаниям квартирного счетчика.
Чтение и Правила
Почему люди у нас платят за услугу, которую не получали? Ведь это прямо противоречит закону «О защите прав потребителей»! Потому что право на это коммунальщики получили по постановлению правительства. Дурдом на правительственном уровне? Не совсем. Дело в том, что первоначально постановление и правила имели вполне божеский вид. Там имелся пункт 7, который действительно обязывал собственников квартир платить добавочные деньги за израсходованную всем домом воду. Но лишь в том случае, если дом перешел на так называемое непосредственное управление и поставщики воды заключили договоры с каждым из собственников.
У нас в городе таких домов… всего два. Во всех остальных многоквартирных домах — а их в Петербурге 25 тысяч — есть обслуживающие или управляющие организации. Теоретически их жители должны чувствовать себя защищенными от поборов. Однако коммунальное лобби в нашей стране сильно как никогда. И через год после выхода правил Минрегион посылает вдогонку разъясняющее письмо от 20 марта 2007 г. № 4967-СК/07. Этим письмом и собственной волей ведомство распространяет правило общей ответственности за всю пришедшую в дом воду уже на всех собственников квартир, независимо от способа управления домом.
Теоретически разъяснение Минрегиона можно опротестовать — как и сами правила в целом. Ведь они в отдельных пунктах прямо противоречат действующему законодательству. Сделать это могла бы Генпрокуратура — но она что-то не шевелится. Есть и другой путь: прямые обращения граждан, права которых данными документами нарушены.
К сожалению, граждане у нас по таким «мелочам» беспокоиться не хотят, хотя в масштабах Петербурга — да и России в целом — суммы получаются просто гигантские. Людей можно понять: экономия невелика и полностью будет съедена расходами на судебную волокиту.
Что ж, редакция готова в этом деле помочь. Если найдется конкретный человек, который готов опротестовать незаконные поборы, наши юристы помогут сформировать весь пакет документов для обращения в судебные инстанции — вплоть до Верховного и Конституционного судов. Так что звоните, уважаемые читатели, будем действовать вместе.
Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА
Метки: Деньги «Жилкомхоз» Общественная приемная Законодательство
Важно: Правила перепоста материалов