Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Леди, приятные во всех отношениях

Спрашивается, чего про политику-то вдруг понадобилось снимать?

Англия, наше время. Пенсионерка Тэтчер (Мерил Стрип) ходит в магазин за молоком, пересматривает видео из домашних архивов, жалеет о недолюбленной семье и подолгу ведет беседы с давно умершим мужем Денисом (Джим Броадбент). Окружающие вздыхают и напоминают ей, что она уже давно не премьер-министр. Да, это — та самая Маргарет Тэтчер.

Мерил Стрип пришлось выдержать немалый прессинг после того, как она согласилась на роль Тэтчер.

Для британского режиссера с красивым именем Филлида Ллойд «Железная леди» — второе нашумевшее кино; первым была экранизация мюзикла «Мамма Миа!», и тоже с Мерил Стрип в главной роли. Ну, вы помните: там, где Греция, белоснежный остров и все друг друга любят и поют песни группы «АББА».

Спрашивается, чего про политику-то вдруг понадобилось снимать? Хотя, если вдуматься, разница между «Мамма Миа!» и «Железной леди» совсем невелика. Про великолепную во всех отношениях Мерил Стрип, которая и здесь, и там — уже сказали. И происходит с ней примерно то же самое, но об этом ниже. А красивых кадров, в самый раз для мюзикла, в «Леди» тоже предостаточно. Только там курортные роскошества, а здесь по большей части — холодный серый Лондон. Странно еще, что не поют.

Вот эта красота и какое-то неотъемлемое британское твидовое комфортное изящество — именно то, чем подкупает кино Филлиды. С остальным здесь похуже — например, со смыслами.

В какой-то момент в фильме пожилая Тэтчер разражается перед врачом примерно такой тирадой: мол, что вы меня все спрашиваете, как я себя чувствую? Всем интересны только чувства, никто не интересуется мыслями и идеями. Спросите лучше меня, о чем я думаю!

 

Именно это хочется сказать и самой мадам Филлиде. Она, к сожалению, интересуется Тэтчер скорее эмоционально, чем интеллектуально.

По «Железной леди», Тэтчер была такой сильной теткой, которой приходилось вертеться среди несговорчивых мужиков и постоянно убеждать их, что «так будет лучше». И все. Ну, примерно как в «Мамма Миа!».

А основные претензии к ней состояли поначалу в том, что она дочка лавочника. После — в том, что она вообще женщина.

Понятно, что общая тупость косных политиканов примерно так и выражается. Но о том, что думала, чего хотела и как это осуществляла сама Маргарет Тэтчер, — мы почти ничего не узнаем. Здесь нет ни последовательной биографии (что, может, было бы и скучно), ни подробно и глубоко анатомированной политической игры — как в блистательных «Фросте против Никсона» или «Доброй ночи и удачи». Скорее несколько эмоциональных всплесков на тему полюбившегося персонажа на фоне общеполитических экскурсов, которые нам-то кажутся подробными, а в Англии, думаю, — общее место для любого школьника.

Кстати, всплески не просто на тему персонажа, а еще и живого человека. Баронесса Тэтчер, хоть мы про это и забыли, вполне еще проживает в Англии, хоть и не очень здравствует. И это тоже важный момент, по-моему.

Она не хотела смотреть фильм. Объясняла, что ей неприятно видеть, как из ее карьеры делают «своего рода развлечение». И даже в сердцах сказала, что Мерил Стрип не смогла воплотить на экране реальный образ. Это раздражение можно понять.

Мне вот тоже как-то неприятно смотреть, как смакуют нынешнее тяжелое физическое состояние еще живой пожилой женщины, уже не общественного лица. И делают далеко идущие выводы о том, жалеет ли она о своей семейной жизни и нравится ли ей видеть галлюцинацию покойного супруга. Ну, хоть бы подождали немного, что ли. Несколько лет.

Продолжение: Воровка молока

↑ Наверх