Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Воровка молока

Так называли Тэтчер англичане в эпоху ее правления

— Ваши женщины в восторге от Маргарет Тэтчер, от этой воровки молока?! Не может быть, ведь она не сделала ничего хорошего ни для семьи, ни для феминизма. — Эту реплику мы слышали в Англии в любой компании, в любом доме.

Мы — это пара советских коллег, попавших на стажировку в британские СМИ по обмену между Национальным союзом журналистов Великобритании и Союзом журналистов СССР. Дело было в самом начале 1991 года. Это сейчас англичане называют свою столицу Лондон-градом или Москвой-на-Темзе, родная речь на каждом углу, а тогда нашу парочку водили по редакциям как диковинку и без юмора спрашивали: а все же не агенты ли мы КГБ? Потому что все русские, попадавшие в Лондон в годы холодной войны, были если не артистами Большого театра, то представителями Лубянки — дипломатами, журналистами, организаторами выставок.

Итак, холодная война только что закончилась и мы — русские и англичане — имели очень туманное представление друг о друге. Преподавательница-русистка в Оксфорде всерьез спрашивала нас, по-прежнему ли мы ездим на тройках по зимним заснеженным трассам, а также восторгалась трудовыми лагерями, в которых преступники встают на путь исправления и читают книжки. Она была троцкистка.

Также мы общались с коммунистами, лейбористами, профсоюзными активистами — всех их объединяла жгучая нелюбовь к Маргарет Тэтчер. Нам перечисляли ее антидостижения: еще в бытность министром просвещения в 1970-х она добилась снижения расходов на государственную систему образования, она отменила бесплатную выдачу молока школьникам в возрасте от семи до одиннадцати лет, оставив ее только учащимся от пяти до семи лет (в Англии в начальную школу идут с пяти). За что и получила прозвище «Похитительница молока». Затем, будучи премьером, она урезала права профсоюзов, приватизировала госотрасли и т. д., и т. п. Но главное — она была 11 лет у руля! Это перебор, в Англии ни один премьер не задерживался так долго на Даунинг-стрит.

Маргарет Тэтчер в московском гастрономе. 1987 год.

Да, миссис Тэтчер первой из западных лидеров пошла на диалог с Горбачевым. Да, ей принадлежала честь стать парламентером Запада на переговорах об окончании холодной войны. И все же — за что наши женщины восторгаются этой антифеминисткой, спрашивали нас англичане.

Ах, отвечали мы, она покорила советских женщин одним уроком, блестяще преподанным нашим мужчинам. В 1987 году, в ходе судьбоносного визита в Москву, премьер-министр дала интервью Центральному телевидению. Интервьюеров ей предоставили троих — от газеты «Правда», от агентства печати «Новости» и от Телерадиокомитета. Главных политических обозревателей страны, трех китов, на которых держалась советская пропаганда, тигров журналистики, как говорят на Западе.

Маргарет Тэтчер тогда было 62 года, она была потрясающе ухоженна, одета в тот синий костюм, что фигурирует и в фильме «Железная леди». Интервью длилось 47 минут. Рассказав о непростых семичасовых переговорах с Горбачевым и о двухчасовой дискуссии с ним во время обеда, миссис Тэтчер перешла к ответам на вопросы тройки русских мужчин. Как они себя вели — и сегодня можно посмотреть, уже в Интернете. Они перебивали ее, не дослушав ответа на вопрос. Они перебивали друг друга. Нападали, задирались — устроили базар. При котором ни один мускул не дрогнул на лице настоящей леди. О, вы критикуете партию консерваторов за провалы в социальной политике?

— Да, у нас из 100 семей только 64 семьи имеют собственные дома. И я хочу, чтобы мы добились показателя в 75 семей, — сообщала миссис Тэтчер в эфире нашего Центрального телевидения с обворожительной улыбкой: шокирующую новость о колоссальной разнице в уровне жизни на Западе и в СССР.

За что ее у нас и полюбили. Что же касается «кражи молока» — сами англичане нам в 1991 году говорили, что дети его на переменках не пили. С семи лет детей уже очень трудно заставлять пить молоко.

Продолжение: «Железная леди» была не такой уж железной

↑ Наверх