Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 24 апреля 2024

Авиадебоширов пора приравнять к террористам

Так считают эксперты, обсуждающие вчерашние происшествия на рейсах из Краснодара и Алма-Аты

С тремя дебоширами пришлось разбираться в ночь со вторника на среду сотрудникам авиакомпании «Россия» на борту своих самолетов рейсами из Краснодара и из Алма-Аты в Петербург. Двоих пришлось усмирять в полете, а по прибытии — передать полиции. Еще одного в Краснодаре просто сняли с рейса. Для авиакомпаний эти случаи стали очередным поводом лоббировать законодательные изменения, которые заставили бы хулиганов сто раз подумать, прежде чем пить перед полетом или в полете.

Даже по видеозаписи с мобильного телефона можно судить о том, насколько серьезную угрозу представляют авиадебоширы для окружающих.

Как рассказали корреспонденту «ВП» в авиакомпании «Россия», первый дебошир проявил себя еще в аэропорту Краснодара, когда садился на рейс SU 6628. Он был в стельку пьян и начал вести себя неадекватно, когда трап еще был пристыкован к борту самолета. Решением командира экипажа его сняли с рейса. И очень вовремя, потому что еще один из пассажиров рейса, летевший бизнес-классом, повел себя неадекватно уже в полете. Ему не хватило выпивки, и он направился на ее поиски. Причем был крайне агрессивен. Ругался матом, несмотря на то что вокруг были женщины и дети, требовал алкоголя сначала у бортпроводников, а потом у пассажиров, приставал к людям. Устроил драку, толкнув в спину бортпроводника, и угрожал экипажу расправой. По прибытии в Пулково дебошир был передан правоохранительным органам.

Другой «весельчак» летел в Петербург из Алма-Аты рейсом SU 6802. Он тоже пил. И курил в салоне. Требования экипажа выполнять отказывался. Его также передали полиции по прилете в Пулково. В отношении обоих хулиганов составили протокол о появлении в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. А пассажир из Краснодара попал под административное правонарушение «Мелкое хулиганство».

Как рассказали корреспонденту «ВП» в авиакомпании «Россия», дебоширы в самолетах — настоящее бедствие.

— К сожалению, авиакомпании часто приходится сталкиваться с проблемой де­структивных пассажиров, — признались в пресс-службе перевозчика. — Только за первое полугодие 2015 года было зафиксировано 34 случая нарушений на борту воздушных судов (против 31 в 2014 году). Из них 31 случай — пьянство и курение на борту, в двух случаях было зафиксировано поведение, создающее угрозу безопасности полетов, в одном — нарушение общественного порядка на борту. Также за первые шесть месяцев 71 пассажир был снят с рейсов с признаками алкогольного опьянения и неадекватным поведением на этапе предполетного обслуживания.

Проход по салону топлесс — уже не редкость!

Это, как отмечают в авиакомпании, все-таки говорит об эффективности профилактических мероприятий для снижения числа проблемных ситуаций на борту, но не решает проблему в целом.

Как сообщили корреспонденту «ВП» в Управлении на транспорте МВД РФ по Северо-Западу, раньше безопасность на рейсах обеспечивали сотрудники полиции, а теперь необходимым навыкам обучают членов экипажа.

В авиакомпании этой информации удивились, сказав, что в полиции вспомнили какие-то «доисторические времена». Да и обучать приемам самообороны членов экипажа бессмысленно, поскольку если, например, бортпроводник скрутит и привяжет к креслу какого-нибудь дебошира, то тот, протрезвев, спокойно сможет подать на борт­проводника в суд и выиграет его.

Пока дебоши в самолетах подпадают под административную ответственность — а это 1500 рублей штрафа.

В начале нулевых годов обсуждалась идея ввода института воздушных маршалов. И рейсы какой-то чартерной авиакомпании сопровождали сотрудники службы безопасности. Но в конце концов решили, что это слишком дорого.

Руководство же авиакомпании «Россия» считает, что бороться нужно только законодательными методами. Например, легализовать «черные списки» пассажиров, которых уже в следующий раз не возьмут на борт, даже если они будут трезвыми. Ужесточить наказание за дебош на борту. Поскольку порой драки в замкнутых пространствах грозят разгерметизацией салона, логично перевести ответственность из административной в уголовную и кратно увеличить штрафы за правонарушения во время полета. Еще один шаг — законодательно разрешить членам экипажа и пассажирам применять средства сдерживания.

И в одной из фракций Государственной думы РФ такой законопроект уже готовят. Парламентарии считают, что дебош на борту можно приравнять к терроризму, а пассажиров можно только отблагодарить, если они помогут усмирить дебошира.

Авиакомпании же просят законодателей защитить еще и членов экипажей, поскольку они тоже могут понести ответственность за жесткое противодействие хулиганам.

Кстати, когда даже наши самолеты находятся над территорией зарубежных государств, на них уже действует Токийская конвенция, которая разрешает любые действия в отношении дебошира, если тот представляет угрозу пассажирам. Да и штрафы за хулиганство в самолетах за рубежом больше — по несколько тысяч евро. И «черные списки» действуют.

↑ Наверх