Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Единственная, наша, ленинградка…

В Петербурге создали музей Зины Портновой

Музей открылся в школе №608 Кировского района. Большинство экспонатов — фотографии, письма, награды, книги — передала для экспозиции из личного архива сестра ленинградской пионерки Галина Мартыновна Мельникова (на фото).

Галина Мартыновна Портнова-Мельникова в школьном музее сестры Зины

С Галиной Мартыновной мы познакомились два года назад. Я тогда возвращался на «Поезде памяти» из Москвы, и ветераны и блокадники, указывая на одну из пассажирок, уважительно говорили: «Это родная сестра Зины Портновой» (многие подходили поговорить с ней, поздороваться, просто увидеть сестру легендарной пионерки). Улыбчивая, кудрявая, похожая на девочку бывшая партизанка (обе сестры Портновы состояли в партизанском отряде) была смущена вниманием, но и рада — ей было приятно, что Зину, или Зиночку, как говорила она, помнят.

После мы встретились с Галиной Мартыновной в ее петербургской квартире на Краснопутиловской улице. Она рассказала свою военную историю: о том, как в 41-м они с сестрой отправились в Белоруссию к родственникам, как напали немцы, как Зина вступила в организацию «Юные мстители» (см. «ВП» от 29 ноября 2013 г.). А также историю современную, нынешнюю. О том, что когда-то в Ленинграде была школа имени Зины Портновой — №396. А в школе — большой музей: там хранились ее дневники, любимые книги, воспоминания родителей, фотографии. А еще огромная карта с флажками на месте тех населенных пунктов, где есть дружины имени Зины: школа вела переписку со всей страной.

В начале 90-х школа сгорела. Архив музея удалось спасти, но по каким-то причинам он пропал: все выбросили.

В течение двадцати с лишним лет сестра несколько раз обращалась к районным и городским властям с просьбой восстановить музей. Но присваивать имя пионерки новой школе больше никто не собирался. О воссоздании музея тоже речь не шла. Было имя — не стало имени.

— За всю историю нашей страны только четверо пионеров были удостоены звания «Герой Советского Союза», — объясняла она. — Это Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей и единственная девочка — Зина, наша, ленинградка…

Примечательно, что в Петербурге и Ленобласти есть музеи, посвященные другим нашим землякам — пионерам-героям: Ларисе Михеенко, Нине Куковеровой, Марксу Кротову (см. «ВП» от 5 мая 2014 г.). Ни один из них не упразднен, каждый год ученики выезжают на места гибели своих ровесников, участвуют в поисковых работах...

Много ценных документов хранила Галина Мартыновна у себя дома. Готовая отдать их, если найдется площадка, появятся инициативные люди.

Ситуация самым неожиданным образом изменилась полтора года назад (вероятно, к предстоящей дате — 70-летию Победы). Администрация Кировского района выступила с предложением восстановить такой музей в одной из школ. Большую роль сыграла глава отдела образования Наталья Терентьева. В это время в школе №608 как раз проходили традиционные приготовления к 9 Мая. Ученики писали работы «Их именами названы» о жителях района. Начали собирать информацию о Зине, заглянули в Интернет — а там всего две строчки. Старых книг было почти не найти. Дорожки в конечном счете привели к Галине Мартыновне, которая уже и не надеялась, что кто-то всерьез займется этим делом.

— Мы позвали Галину Мартыновну к нам в гости, — рассказала заместитель директора школы по воспитательной работе Ольга Клименко. — Рассказали об идее музея. Она поделилась с нами книгами, газетами, фотографиями, документами. 9 апреля произошло его открытие.

По словам педагога, в этом году в Белоруссию, в Оболь, отправится первая экспедиция школы. В следующем, при поддержке депутатов ЗакСа, планируется организовать вторую — большую, на 40 — 50 человек. В настоящее время рассматривается вопрос о присвоении школе имени пионерки.

От себя скажу, что в истории с этим музеем все-таки много неоправданно случайного. Вдруг решили восстановить. Вдруг оказались тут же, практически под рукой, все ценные документы, фотографии. И это вопрос в первую очередь к чиновникам, которые отчего-то многие годы слышать не хотели о таком музее! И большое спасибо хотелось бы сказать Галине Мартыновне, которая своим участием, энергией, неравнодушной позицией сыграла в его долгожданном открытии решающую роль.

Домик в Оболи

На открытии музея присутствовал друг Галины Мартыновны — руководитель известного петербургского военно-патриотического мотоклуба «Штрафбат» Григорий КУДРЯВЦЕВ. За последний год байкеры клуба совершили две поездки в белорусскую Оболь, где возложили цветы к стелам и памятникам, завязали контакты с местной администрацией и школой и даже купили домик, в котором сестры Портновы жили с бабушкой во время оккупации. Корреспондент «ВП» задал Григорию несколько вопросов.

Участники мотоклуба «Штрафбат» вместе с обольскими школьниками рядом с домиком Зины Портновой. Справа — руководитель клуба Григорий Кудрявцев

— Расскажите, с чего началось ваше общение, дружба. Тем более это довольно незаурядный пример, когда целый мотоклуб поддерживает ветерана войны...
— Два года назад, подбирая материал на наш сайт о пионерах-героях, я прочитал статью о Зине Портновой. Заинтересовался: она была ленинградка, жила в нашем Кировском районе, ходила по этим улицам. Стал копать. Узнал адрес Галины Мартыновны, телефон. Связался и напросился в гости. Я рассказал, что нас интересует эта тема — подпольщиков, партизан и вообще Великой Отечественной войны. Пригласил ее, в свою очередь, к нам в гости — в мотоклуб. Она приехала, посмотрела, поговорила с ребятами, рассказала про Зиночку. Потом я вышел на поселок Оболь. Узнал, что там есть школа имени Зины. Связался с директором Инной Черниченко. На майские праздники в прошлом году мы — 10 человек на мотоциклах — приехали на место, в Белоруссию.

— Как вас приняли?
— С восхищением и удивлением — что есть вот в Петербурге люди, которым это интересно. Мы посетили Могилу Неизвестного Солдата. Два музея «Юных мстителей» — один школьный, другой поселковый. Поучаствовали в велопробеге к Дню Победы — школьники ехали впереди, мы на мотоциклах за ними. Пообщались с местными жителями. Нашли одного старичка — Геннадия Петухова, он помнит Зину. Ему в то время лет 10 — 12 было. Говорит: «Такая кругленькая, плотненькая, с косичками. Веселая, заводная. Мы все ее знали. Для нас это событие было: ленинградка приехала…»

— А в каком состоянии находятся музеи?
— Поселковый — двухэтажный, роскошный, в нем в целом представлена тема Великой Отечественной войны. Второй — меньше, но тоже очень хороший. Рядом со школой находится большая стела. Бюст Зины Портновой. В школьном музее достаточно много экспонатов. Карты боевых действий. Фотографии подпольщиков — в организации было 30 человек. Оружие, найденное поисковиками. Старше­классники проводят экскурсии. Вообще, в поселке все еще дышит историей — многое осталось прежним, как в те времена.

— И наконец, что за история с домиком Зины Портновой?
— Это дом, который был выставлен на продажу: прежняя его хозяйка недавно умерла. Он находится на улице Нины Азолиной, названной в честь другой подпольщицы. К дому прилагается 17 соток земли. Мы купили его. Написали доверенность на имя школы, чтобы за ним ухаживали, водили туда экскурсии. Летом у нас в планах приехать, подремонтировать его, поставить новый забор. Со временем есть идея сделать там музей партизан. Поставить вышку, полевую кухню, вырыть землянку. В то же время в самой избушке воссоздать все максимально приближенным к тому, что было при Зине Портновой.

Фото автора и Сергея Соломатова
↑ Наверх