Елена Кальницкая: Может быть, из-за того, что произошло обрушение, нас услышат
Противоаварийные работы в Ропше завершатся в марте
Как мы уже сообщали, 8 января из-за перепада температур обрушились и так державшиеся на собственном весе и честном слове фронтон и колонны фасада дворца, простоявшего без крыши 25 лет. Министерство культуры выделило 15 млн. из 18 запрашиваемых «Петергофом» рублей на то, чтобы провести необходимые работы и не допустить дальнейшего обрушения. Этих денег должно хватить.
«Кощунственную вещь произнесу, — сказала также Кальницкая. — Может быть, из-за того, что это обрушение произошло, нас услышат».
Главный архитектор ГМЗ «Петергоф» Сергей Павлов отметил, что обрушение было вполне предсказуемо — в таком ужасном состоянии находится основное здание дворцово-паркового ансамбля. Противоаварийные работы завершатся к марту. А потом предстоит долгий путь спасения комплекса — в парке самосев, дворец держится на честном слове, подвалы затоплены, Иоанновский пруд обмелел, каскад высох…
Государственный музей-заповедник «Петергоф» хочет предложить Министерству культуры России создать в многострадальной Ропше беспрецедентный для страны проект — Российскую опытно-проектную школу реставрации «РОПШа», в которой профессию реставраторов смогли бы приобретать не только граждане России, но и иностранные студенты.
Многострадальная Ропша
Многострадальная Ропша
Об этом рассказала генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. Николай Емельянов, вице-губернатор Ленинградской области, на территории которой расположен дворцово-парковый ансамбль, сообщил, что областные власти проект поддерживают и готовы помочь с созданием инженерной инфраструктуры. «Есть понимание между ГМЗ «Петергоф» и Ленинградской областью, никаких конфликтов нет», — сообщил вице-губернатор.
Общая стоимость реставрации грандиозного ансамбля — около 5 млрд. рублей, но, как считает Елена Кальницкая, возможно и больше. Если финансирование будет, то привести Ропшу в порядок реально за 4 — 5 лет.
Почему не музей, а реставрационная школа? Елена Кальницкая поясняет, что у ГМЗ «Петергоф» уже 30 музеев, подлинных предметов из Ропши практически не сохранилось, разве что сервиз, и тот — в Финляндии. А вот создать школу, где могли бы передавать уникальный опыт ленинградских реставраторов, — идея интересная, новая и важная. «Это проект государственного масштаба, возможно, необходимо принять для этого специальное постановление правительства», — считает Елена Яковлевна и напоминает, что именно ленинградской реставрационной школе мы обязаны возрождением после Второй мировой войны уникальных дворцово-парковых ансамблей вокруг Ленинграда. Но реставраторы, обладающие этим опытом, уходят от нас — время беспощадно… Их опыт необходимо сохранять, передавать и приумножать. На вопрос о том, будет ли обучение платным, Елена Кальницкая ответила, что да. Но ведь не обязательно, чтобы платил сам студент, — могут платить заинтересованные регионы и страны.
Но сейчас главное — противоаварийные работы.
В России пока нет опыта создания реставрационных школ такого масштаба в старинных дворцах, но вот в Италии, недалеко от Болоньи, в королевском дворце, простоявшем полвека заброшенным, подобная школа создана, а в парке собрана коллекция скульптур.
Напомним, Ропшу решено было передать в оперативное управление ГМЗ «Петергоф» в 2012 году, но лишь в марте 2014 года завершился процесс передачи музею-заповеднику земли, на которой располагаются все 28 сооружений дворцово-паркового ансамбля — федерального памятника истории и культуры XVIII — XIX веков.
Метки: Музейное дело Сады и парки Реставрация
Важно: Правила перепоста материалов