Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

«И не молятся там, а сажают деревья в саду»

О том, какими способами можно сохранять объекты культурного наследия, «Вечёрка» поинтересовалась в Израиле, в том числе у наших бывших соотечественников

«Здесь это прошли в 1960-е»

Как уже упоминалось в предыдущий раз, петербургские журналисты побывали в Израиле по приглашению министерства туризма этой страны. Конечно, как это и бывает у путешественника, а тем более журналиста, всегда у нас были вопросы на тему «а у вас?». Вот у нас в Питере одно из самых актуальных — это застройка исторического центра. А у вас?

— А у нас это прошли еще в шестидесятые, — рассказал наш гид Игорь Медников, как раз на подходе к тому небоскребу в Тель-Авиве, с постройкой которого в стране возникло движение по защите культурного наследия.

На этом месте в начале XX века была возведена знаменитая гимназия Герцлия. В 1962 году она, несмотря на протесты и сопротивление жителей Тель-Авива, была разрушена. Ради постройки первого небоскреба — всего в 34 этажа. Шок неравнодушных горожан от сноса старинной, по израильским меркам, гимназии был столь велик, что послужил поводом для создания Совета по охране исторических памятников поселенческого движения. 

— Символом организации стало изображение старого здания гимназии, — пояснил Игорь Медников. — В наше время подобное тому, что было в шестидесятых, уже невозможно. В Тель-Авиве установилось так: если ты хочешь возвести что-либо новое, будь любезен отремонтировать или реставрировать стоящее рядом старое.

«Белый город»

Яркий пример тому — реконструкция домов в конструктивистском стиле.

— Некоторые еще недавно были в таком состоянии, что проще было бы подогнать бульдозер и снести, — продолжил Игорь Медников, когда мы шли по бульвару Ротшильда, вдоль реконструируемых малоэтажек весьма лаконичной формы. — Но так получилось, что из-за Второй мировой войны их в Европе осталось наперечет, а Израиль оказался главным обладателем этого архитектурного наследия.

Баухаузы признаны ЮНЕСКО объектами всемирного культурного наследия

Название стиля идет от школы Баухауз, созданной в немецком Веймаре в 1919 году. В 1933 году школа была закрыта — Третьему рейху требовался иной, имперский стиль. Часть студентов-евреев успели эмигрировать, в том числе в Палестину. В Тель-Авиве переселенцы построили несколько кварталов этих окрашенных в светлые тона домов: внешне простых, но комфортных и прекрасно адаптированных к особенностям климата Ближнего Востока.

В 2003 году свыше 4000 домов в стиле баухауз были признаны ЮНЕСКО объектами всемирного культурного наследия под единым названием «Белый город». Если мы видим сегодня на них мансардочку или искажение облика балконов — вероятно, эти перекройки и надстройки относятся ко временам до 2003 года, пояснил Игорь Медников.

Сарона — слобода темплеров

В XIX веке группа германских христиан-темплеров, отколовшихся от лютеран, отправилась за спасением души в Палестину. Немцы основали несколько колоний, одну из них — на земле современного Тель-Авива.

Уже в нашем веке 2 — 3-этажные дома темплеров, давно оставленные колонистами, помешали неким строительным планам. Рушить здания не стали — кучкой перенесли на другое место. Всего более 30 зданий, на фасаде каждого  — доска с архивной фотографией дома, с информацией о владельце-немце и о последующей судьбе дома в ХХ веке. Дома заселены кафе, магазинчиками — теперь здесь модное общественное пространство.

Сарона — немецкая слобода темплеров в Тель-Авиве

Такой же немецкий квартал сохраняется в Хайфе, но полностью в оригинальном виде, без транспортировки.

Бахайские сады

Улицы немецкой колонии в Хайфе открываются сразу за Бахайскими садами, при спуске с горы Кармель. Святые места бахаи в Хайфе — также объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Расписывать их красоту, изящество и ухоженность — газетных строк не хватит. Да и зачем, если питерский человек и так знает песню Александра Городницкого «У вершины Кармель, где стоит монастырь кармелитов». Там все именно так, как сказал бард: возвышается храм новоявленной веры. бахаи одинаково чтут всех пророков «и не молятся там, а сажают деревья в саду». Гулять в Бахайских садах непросто: там нельзя сидеть, есть и пить, курить — считается, что путник должен созерцать и задумываться. Поваляться на травке или сорвать цветок не получится. Туристов пускают сюда только организованно, группами определенного количества с гидом.

Бахайские сады

Раскопки вместо парковки 

Кроме общественников у застройщиков в Израиле есть еще одна узда. Это управление древностей. Никакие земляные работы невозможны без археологических изысканий, а раскопки преподносят такие сюрпризы, что растягиваются на долгие сроки.

— Мы уже восемь лет копаем, — рассказала нам в Иерусалиме, недалеко от стен Старого города, специалист управления древностей археолог Яна Чехановец. — Всего-то требовалось сделать туристическую парковку при входе в Город Давида, а тут слой за слоем начали открываться разные культуры, разные цивилизации… 

Археологический раскоп в Иерусалиме

Этот археологический раскоп на склонах долины Кедрон уже и сам стал достопримечательностью, его посещают туристы. Ленинградцам — петербуржцам, если повезет, может даже удастся пообщаться с Яной и передать наши последние новости. Яна родом из Ленинграда, училась во французской школе на Маяковского, затем в Академии художеств. Это еще одна приятная сторона путешествий по Израилю: масса людей говорит по-русски, и в этой массе через одного на третьего вы выйдете на общих знакомых с берегов Невы.

***

(Окончание. Начало — в №123 за 10 июля

↑ Наверх