Искусство взаимности
В «KGallery» до 10 сентября — выставка Олега Фронтинского и Юлии Горской «Диалоги»
У художников уже была выставка с таким названием, правда, в другом городе… Ну а как иначе можно назвать выставку супругов, которые вместе более пятидесяти лет? Удивителен не только сам этот факт — богема не может похвастаться крепкими браками, да еще и между двумя художниками, — а то, что долгая совместная жизнь не привела к творческой похожести: поиск влияния изобразительной манеры одного на изобразительную манеру другого — дело достаточно гиблое.
Юлия Горская. «Ботанический сад». 2008.
Картины Олега Фронтинского густо «населены», даже если на них нет ни одного человека: такое ощущение создается от обилия мелких деталей, отделенных друг от друга контрастными контурами; изображение создается из дробных мелочей. Художник любит сложную старую архитектуру, скопища людей на улицах и пляжах.
Картины Юлии Горской мягче по колориту, менее детализированы: художница обычно останавливается на одном, центральном образе. Любимые жанры — натюрморт и пейзаж (о творчестве Юлии Горской мы уже писали — см. «ВП» за 18 июля). Олег Борисович считает, что у его супруги более тонкое чувство цвета, чем у него.
А Юлия Сергеевна на вопрос, в чем секрет счастливой семейной жизни двоих художников, ответила: «Да, часто браки, в которых оба супруга художники, творцы, распадаются. А мы вот держимся вместе более 50 лет. Почему? Обычно у мужа амбиции и у жены амбиции, и они никак не могут решить, кто главный. А у нас никогда такого не было, я всегда знала, что главный — это Олег. Мы никогда не мешаем друг другу работать. И даже если у нас бывают творческие разногласия, не ссоримся, относимся к этому спокойно. Бывает, нам не нравятся какие-то работы друг друга, а потом они нравятся кому-то из знатоков, и мы пересматриваем свое отношение».
Если влияние и есть, то не друг на друга, а скорее окружения: супруги были близки к «арефьевскому кругу», а печальной участи большинства друзей избегли потому, что оба по образованию архитекторы и у них не было необходимости идти в «дворники и сторожа».
Олег Фронтинский рассказывает, что художник Владимир Шагин поначалу призывал его бросить живопись, и не потому, что считал его бездарностью, а потому, что живописное творчество в нашей стране тогда было источником мучений и проблем. Фронтинский не бросил — и не жалеет: «Думаю, мне удалось реализовать свое маленькое видение атмосферы Петербурга и близких мне его обитателей. Удалось уложить небольшой кирпичик в здание… Опять во мне заговорил архитектор».
И конечно, несмотря на разность манер, союз Фронтинского и Горской — в той же степени творческий, в какой и семейный. Ключом к пониманию этого может стать формула искусства, которую вывел — в первую очередь для себя — Олег Фронтинский: «Искусство есть средство общения между людьми — на эмоциональном уровне — с помощью ритмически организованного материала».
Стихи Олега Фронтинского, посвященные жене:
Ты — женщина-самолет,
Но мною рассчитан полет,
И я сижу у руля
Твоего корабля,
И проплывают под нами
Реки, леса и поля.