Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Как справиться с дисграфией

Проблемы с развитием речи и освоением навыков письма у малышей нужно решать как можно раньше

Первое сентября совсем близко. И особенно волнителен этот праздник для будущих первоклассников и их родителей. Понятно, что во время учебы в школе не все пойдет идеально гладко. Одна из больных проблем — трудности с освоением навыков письма. И очень часто эта проблема связана с особенностями состояния здоровья ребенка. Можно ли предупредить возникновение ошибок в письменной речи? Об этом рассказывает Галина Михайловна Сумченко, логопед высшей категории Городского центра диагностики и консультирования Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

— В начальной школе, особенно на первых этапах (1 — 2 классы), часто встречаются ошибки письма. Мы говорим не об орфографических ошибках, а о нарушениях, называемых дисграфией. Под дисграфией понимают неспособность или сложность овладения письмом при нормальном развитии интеллекта и слуха.

Чаще всего дисграфия появляется у детей с поздним или нарушенным развитием речи, а также в некоторых случаях при левшестве или неполном левшестве (умении в равной мере выполнять действия и левой, и правой рукой).

Сейчас подавляющее большинство первоклассников до поступления в школу уже имеют элементарные навыки чтения и письма. В норме к поступлению в школу дети уже знают все печатные буквы (могут их правильно назвать), могут их изобразить графически. Могут написать и прочитать свое имя, короткие знакомые слова из 1 — 2 слогов. Дети также способны разделить слова на слоги, перечислить звуки, буквы в коротких знакомых словах и прочее. Однако в 20 — 25 процентах случаев у младших школьников обнаруживаются определенные трудности и в узнавании, и в изображении букв, слогов и слов.

На какие моменты нужно обратить внимание еще до поступления в школу?

Первое. Необходимо заранее начать формировать навык правильно держать ручку и тетрадь. Причем правильно держать ручку или карандаш как при письме, так и при рисовании. Ручку нужно держать тремя пальцами (большим и указательным сверху, а снизу — средним). Очень важно, чтобы кончик ручки был направлен в сторону плеча, а не наоборот. Пальчики держат ручку примерно на расстоянии 1 см от кончика пера. То же правило относится и к левшам. Только в связи с тем, что мы пишем все-таки слева направо, кисть руки у левши должна находиться над строчкой, чтобы видеть написанное (кисть слегка вывернута сверху).

Второе. Обратить внимание на формирование правильного почерка. У некоторых детей может быть нарушение так называемой ручной моторики. При этом дети могут много и хорошо рисовать, но испытывать трудности при написании букв (несоразмерная величина букв, несоблюдение строки и прочее). Это является следствием нарушения зрительно-двигательной координации.

Для профилактики проблемы и для ее устранения рекомендуются разного вида штриховки, обводки, рисование бордюров с мелкими деталями. Причем направления штриховки должны быть разные: и слева направо, и сверху вниз, и косая штриховка.

Третье. Вас должно насторожить, что ребенок склонен к зеркальному изображению букв (сначала печатных, а затем и прописных). Эти ошибки могут быть единичными в возрасте 6 — 7 лет. А могут быть многочисленными и держаться долгое время, что отразится на успехах вашего ребенка в школе. Рекомендуются упражнения на реконструкцию букв из палочек, бумажных полосок, отдельных элементов букв. Лучше начинать с гласных и переходить к согласным. Запомним: зеркальному изображению подвергаются гласные: У, И, Э, Ы, Я, Е, Ю. Среди согласных особенно часто путают буквы Р, С, Ц, Ч, Щ, а также Ъ и Ь. В письменных буквах возникают трудности в изображении заглавных З и Е, У и Ч. Могут быть ошибки в количестве элементов: л-м, и-ш, х-ж.

Рекомендуются упражнения по обводке по точкам, штрихам, отработка написания букв в прописях.

Четвертое. Различение заглавных и строчных письменных букв. Младшие школьники с нарушением двигательно-зрительной координации с трудом усваивают правило написания заглавной буквы в начале предложения или в именах людей и названиях городов. Тем более что строчные и заглавные буквы могут сильно отличаться.

Рекомендуемое упражнение: при диктанте пусть ребенок сначала «напишет» несколько раз заглавную букву в воздухе.

Пятое. Для детей с поздним речевым развитием и общим недоразвитием речи характерны так называемые акустические ошибки. Например, дети не могут различить парные согласные по признакам звонкости-глухости (дочка-точка, бочка-почка), мягкости-твердости (пыл-пыль, угол-уголь, мал-мял).

Существуют пособия, где упражнения на различение сопровождаются картинками. (Например: «Весной распустились ПОЧКИ. В магазин привезли БОЧКИ. Ребенок МАЛ. Мальчик МЯЛ платок».) Осваивать это лучше под руководством логопеда!

Шестое. При обучении грамоте очень важно на слух делить слова на слоги, слоги на звуки-буквы (маленькие дети еще не могут различать буквы и звуки).

Упражнение: начинать деление слов на слоги нужно с двухсложных слов, в которых произношение не расходится с написанием. Например: рука, туча, каша, мука. Потом переходим на трехсложные, сравнивая с двухсложными (тина – машина, Марина, калина). Затем на односложные, в которых слог «сливается» со словом (кот, дом, суп, волк, стол). Важно уметь правильно определять количество звуков-букв в коротких знакомых словах.

В тяжелых случаях можно начинать с междометий (Ах! Ура! Ау!). Необходимо называть каждую букву!

Седьмое. Умение разделить фразу на слова с учетом служебных слов, предлогов и союзов. По законам русского письма все слова пишутся с интервалами одно от другого. И для детей с недоразвитием речи это часто бывает трудно. Они могут писать служебные слова слитно со значимыми. Например: ВЛЕСУ, НАНЕВЕ, УМЕНЯ. В тяжелых случаях слитно пишут и по два значимых слова. Например, ШЕЛДОМОЙ. Коррекция нарушения — прерогатива логопеда.

Необходимо научить детей устно выделять слова в предложениях, придавая особое значение предлогам. Использовать графические схемы. Например: «Белка прыгает по веткам». Это предложение можно изобразить графически схемой:

______    _______ по _________.

И помним: проблемы с освоением речи и письма, как правило, следствие состояния здоровья ребенка. Они возникают вовсе не потому, что «учитель плохой», «ребенок тупой». Не ругайте ребенка, занимайтесь с ним, обратитесь за помощью к специалистам.

Важно: ребенок должен уже в возрасте 2 — 2,5 лет говорить вполне понятными фразами. Если же у него «во рту каша» или он говорит очень мало, обязательно обратитесь за помощью к логопеду и неврологу. Да, логопедические сады, как правило, принимают детей не ранее 4 лет. Но и до 4 лет с ребенком вполне может заниматься логопед.

В идеале каждого ребенка в возрасте 2 — 2,5 лет нужно показать логопеду и неврологу. Опытные специалисты вам скажут, будут ли у ребенка проблемы с речью. И, соответственно, вовремя начнут корректировать нарушения.

Если у вашего ребенка проблемы с освоением навыков чтения и письма, обязательно обращайтесь за помощью к специалистам — логопеду, неврологу (причем желательно к тому, который специализируется на нарушениях речи), психологу. Можно обратиться в Городской центр диагностики и консультирования Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Адрес: Лиговский пр., 46, тел. 314-13-12. Здесь принимают логопеды, дефектологи, педиатры, неврологи, психологи различных профилей, сурдопедагог, лор-врач, офтальмолог и другие специалисты. Прием бесплатный. Аналогичные центры открыты в районах.

Нарушения здоровья, которые могут привести к отставанию в речевом развитии

  1. Интоксикация в первой половине беременности (прием сильнодействующих препаратов, курение, плохое питание, отравления и прочие негативные факторы).
  2. Травмы плода во время беременности, особенно в первые четыре месяца беременности. (Например, будущая мама упала или ее кто-то толкнул. Травма может и не отразиться на протекании беременности, но в дальнейшем сказаться на темпах развития ребенка, в том числе на освоении речи.)
  3. Преждевременные роды.
  4. Внутриутробные повреждения мозга неясной этиологии.
  5. Болезни матери во время беременности (грипп, краснуха, другие инфекционные недуги).
  6. Нарушения могут возникнуть, если мать употребляла алкоголь, наркотики.
  7. Родовые травмы (в том числе кривошея), асфиксия или несвоевременный первый крик в родах.
  8. Кесарево сечение также может стать фактором риска.
  9. Болезни в раннем возрасте могут привести к задержке речевого развития, например астма, корь, воспаление легких.

Ряд нарушений легко корректируется в раннем возрасте (с помощью массажа, физиотерапии). Кстати, жалоба на то, что грудной ребенок плохо спит и много кричит, — настораживающая. Обратитесь за консультацией к неврологу.

Подробно о скрытом левшестве можно прочитать в номере «ВП» за 27 июля 2011 года («Если ребенок скрытый левша, что делать?»)

↑ Наверх