Как справиться с дисграфией
Проблемы с развитием речи и освоением навыков письма у малышей нужно решать как можно раньше
Первое сентября совсем близко. И особенно волнителен этот праздник для будущих первоклассников и их родителей. Понятно, что во время учебы в школе не все пойдет идеально гладко. Одна из больных проблем — трудности с освоением навыков письма. И очень часто эта проблема связана с особенностями состояния здоровья ребенка. Можно ли предупредить возникновение ошибок в письменной речи? Об этом рассказывает Галина Михайловна Сумченко, логопед высшей категории Городского центра диагностики и консультирования Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
— В начальной школе, особенно на первых этапах (1 — 2 классы), часто встречаются ошибки письма. Мы говорим не об орфографических ошибках, а о нарушениях, называемых дисграфией. Под дисграфией понимают неспособность или сложность овладения письмом при нормальном развитии интеллекта и слуха.
Чаще всего дисграфия появляется у детей с поздним или нарушенным развитием речи, а также в некоторых случаях при левшестве или неполном левшестве (умении в равной мере выполнять действия и левой, и правой рукой).
Сейчас подавляющее большинство первоклассников до поступления в школу уже имеют элементарные навыки чтения и письма. В норме к поступлению в школу дети уже знают все печатные буквы (могут их правильно назвать), могут их изобразить графически. Могут написать и прочитать свое имя, короткие знакомые слова из 1 — 2 слогов. Дети также способны разделить слова на слоги, перечислить звуки, буквы в коротких знакомых словах и прочее. Однако в 20 — 25 процентах случаев у младших школьников обнаруживаются определенные трудности и в узнавании, и в изображении букв, слогов и слов.
На какие моменты нужно обратить внимание еще до поступления в школу?
Первое. Необходимо заранее начать формировать навык правильно держать ручку и тетрадь. Причем правильно держать ручку или карандаш как при письме, так и при рисовании. Ручку нужно держать тремя пальцами (большим и указательным сверху, а снизу — средним). Очень важно, чтобы кончик ручки был направлен в сторону плеча, а не наоборот. Пальчики держат ручку примерно на расстоянии 1 см от кончика пера. То же правило относится и к левшам. Только в связи с тем, что мы пишем все-таки слева направо, кисть руки у левши должна находиться над строчкой, чтобы видеть написанное (кисть слегка вывернута сверху).
Второе. Обратить внимание на формирование правильного почерка. У некоторых детей может быть нарушение так называемой ручной моторики. При этом дети могут много и хорошо рисовать, но испытывать трудности при написании букв (несоразмерная величина букв, несоблюдение строки и прочее). Это является следствием нарушения зрительно-двигательной координации.
Для профилактики проблемы и для ее устранения рекомендуются разного вида штриховки, обводки, рисование бордюров с мелкими деталями. Причем направления штриховки должны быть разные: и слева направо, и сверху вниз, и косая штриховка.
Третье. Вас должно насторожить, что ребенок склонен к зеркальному изображению букв (сначала печатных, а затем и прописных). Эти ошибки могут быть единичными в возрасте 6 — 7 лет. А могут быть многочисленными и держаться долгое время, что отразится на успехах вашего ребенка в школе. Рекомендуются упражнения на реконструкцию букв из палочек, бумажных полосок, отдельных элементов букв. Лучше начинать с гласных и переходить к согласным. Запомним: зеркальному изображению подвергаются гласные: У, И, Э, Ы, Я, Е, Ю. Среди согласных особенно часто путают буквы Р, С, Ц, Ч, Щ, а также Ъ и Ь. В письменных буквах возникают трудности в изображении заглавных З и Е, У и Ч. Могут быть ошибки в количестве элементов: л-м, и-ш, х-ж.
Рекомендуются упражнения по обводке по точкам, штрихам, отработка написания букв в прописях.
Четвертое. Различение заглавных и строчных письменных букв. Младшие школьники с нарушением двигательно-зрительной координации с трудом усваивают правило написания заглавной буквы в начале предложения или в именах людей и названиях городов. Тем более что строчные и заглавные буквы могут сильно отличаться.
Рекомендуемое упражнение: при диктанте пусть ребенок сначала «напишет» несколько раз заглавную букву в воздухе.
Пятое. Для детей с поздним речевым развитием и общим недоразвитием речи характерны так называемые акустические ошибки. Например, дети не могут различить парные согласные по признакам звонкости-глухости (дочка-точка, бочка-почка), мягкости-твердости (пыл-пыль, угол-уголь, мал-мял).
Существуют пособия, где упражнения на различение сопровождаются картинками. (Например: «Весной распустились ПОЧКИ. В магазин привезли БОЧКИ. Ребенок МАЛ. Мальчик МЯЛ платок».) Осваивать это лучше под руководством логопеда!
Шестое. При обучении грамоте очень важно на слух делить слова на слоги, слоги на звуки-буквы (маленькие дети еще не могут различать буквы и звуки).
Упражнение: начинать деление слов на слоги нужно с двухсложных слов, в которых произношение не расходится с написанием. Например: рука, туча, каша, мука. Потом переходим на трехсложные, сравнивая с двухсложными (тина – машина, Марина, калина). Затем на односложные, в которых слог «сливается» со словом (кот, дом, суп, волк, стол). Важно уметь правильно определять количество звуков-букв в коротких знакомых словах.
В тяжелых случаях можно начинать с междометий (Ах! Ура! Ау!). Необходимо называть каждую букву!
Седьмое. Умение разделить фразу на слова с учетом служебных слов, предлогов и союзов. По законам русского письма все слова пишутся с интервалами одно от другого. И для детей с недоразвитием речи это часто бывает трудно. Они могут писать служебные слова слитно со значимыми. Например: ВЛЕСУ, НАНЕВЕ, УМЕНЯ. В тяжелых случаях слитно пишут и по два значимых слова. Например, ШЕЛДОМОЙ. Коррекция нарушения — прерогатива логопеда.
Необходимо научить детей устно выделять слова в предложениях, придавая особое значение предлогам. Использовать графические схемы. Например: «Белка прыгает по веткам». Это предложение можно изобразить графически схемой:
______ _______ по _________.
И помним: проблемы с освоением речи и письма, как правило, следствие состояния здоровья ребенка. Они возникают вовсе не потому, что «учитель плохой», «ребенок тупой». Не ругайте ребенка, занимайтесь с ним, обратитесь за помощью к специалистам.
Важно: ребенок должен уже в возрасте 2 — 2,5 лет говорить вполне понятными фразами. Если же у него «во рту каша» или он говорит очень мало, обязательно обратитесь за помощью к логопеду и неврологу. Да, логопедические сады, как правило, принимают детей не ранее 4 лет. Но и до 4 лет с ребенком вполне может заниматься логопед.
В идеале каждого ребенка в возрасте 2 — 2,5 лет нужно показать логопеду и неврологу. Опытные специалисты вам скажут, будут ли у ребенка проблемы с речью. И, соответственно, вовремя начнут корректировать нарушения.
Если у вашего ребенка проблемы с освоением навыков чтения и письма, обязательно обращайтесь за помощью к специалистам — логопеду, неврологу (причем желательно к тому, который специализируется на нарушениях речи), психологу. Можно обратиться в Городской центр диагностики и консультирования Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Адрес: Лиговский пр., 46, тел. 314-13-12. Здесь принимают логопеды, дефектологи, педиатры, неврологи, психологи различных профилей, сурдопедагог, лор-врач, офтальмолог и другие специалисты. Прием бесплатный. Аналогичные центры открыты в районах.
Нарушения здоровья, которые могут привести к отставанию в речевом развитии
- Интоксикация в первой половине беременности (прием сильнодействующих препаратов, курение, плохое питание, отравления и прочие негативные факторы).
- Травмы плода во время беременности, особенно в первые четыре месяца беременности. (Например, будущая мама упала или ее кто-то толкнул. Травма может и не отразиться на протекании беременности, но в дальнейшем сказаться на темпах развития ребенка, в том числе на освоении речи.)
- Преждевременные роды.
- Внутриутробные повреждения мозга неясной этиологии.
- Болезни матери во время беременности (грипп, краснуха, другие инфекционные недуги).
- Нарушения могут возникнуть, если мать употребляла алкоголь, наркотики.
- Родовые травмы (в том числе кривошея), асфиксия или несвоевременный первый крик в родах.
- Кесарево сечение также может стать фактором риска.
- Болезни в раннем возрасте могут привести к задержке речевого развития, например астма, корь, воспаление легких.
Ряд нарушений легко корректируется в раннем возрасте (с помощью массажа, физиотерапии). Кстати, жалоба на то, что грудной ребенок плохо спит и много кричит, — настораживающая. Обратитесь за консультацией к неврологу.
Подробно о скрытом левшестве можно прочитать в номере «ВП» за 27 июля 2011 года («Если ребенок скрытый левша, что делать?»)