Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 24 апреля 2024

Министр обещает: на особняк Зубовского института никто покушаться не будет

Однако сотрудники РИИИ не верят обещаниям

О конфликте Министерства культуры и Российского института истории искусств мы рассказывали несколько раз. Но ситуация меняется чуть ли не каждый день. О нынешней обстановке мы поговорили с председателем профсоюза РИИИ Джамилей КУМУКОВОЙ.

— В последнем бюллетене о положении дел вы пишете: «Уже подготовлено помещение для перевода Института истории искусств из зубовского особняка на Исаакиевской площади в принадлежащий Университету культуры флигель на 4-й Красноармейской улице, 1/33». Откуда такая информация?
— Источники у нас неофициальные, мы об этом знаем от самих сотрудников Университета культуры.

— В передаче Андрея Караулова «Момент истины», которая прошла 27 мая, был сюжет о РИИИ. По вашим словам, Караулов, готовя сюжет, даже не появился в институте и подменил интерьеры РИИИ кадрами чужих книжных хранилищ. И как вы сообщаете, сюжет был заказным, а целью его было сформировать общественное мнение о том, что здание РИИИ находится в «ужасающем состоянии» и, следовательно, нуждается в немедленном вливании крупных сумм на ремонт. Институт как-то отреагировал на этот сюжет?
— Наш юрист сейчас готовит материалы, мы советуемся, в какой формулировке подавать в суд. Мы послали текст с опровержением этих сведений во все СМИ. 

— Насколько я знаю, коллектив принял решение направить открытое письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой отменить приказ о назначении Ольги Кох и. о. директора и разобраться в обстоятельствах увольнения министром культуры директора Татьяны Клявиной. Была ли реакция на это письмо?
— Реакции пока не было. Но в ответ на нашу предыдущую телеграмму в администрацию президента сообщили, что некая реакция будет до 7 июля.

Страсти вокруг Российского института истории искусств (или особняка Зубова?) кипят нешуточные.


— 21 июня вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи заявил: «Смольный готов взять себе в подчинение Институт истории искусств с полным сохранением его действующих функций». Было ли продолжение у этой реплики? И было бы это для института желательным выходом?
— Мы очень надеемся, что это каким-то образом возможно. Пока, насколько я знаю, обсуждаются возможности даже двойного подчинения: Академии наук и городу. Это был бы идеальный выход.

— Вы считаете, что проверка министерства тоже связана с конфликтом?
— Формально такая проверка, конечно, может быть в любой момент. Но я думаю, что такое совпадение не случайно. Будут проверять все документы, здание, все отделы, ученый совет. 

Дело в том, что замминистра культуры Григорий Ивлиев, побывав у нас 15 мая, упомянул «плохой ремонт». И передача Караулова, в общем, формирует такое же мнение у общественности. Поэтому мы опасаемся, что и проверка министерства закончится заключением об аварийном состоянии здания, несмотря на то, что только в прошлом году зубовский особняк был отреставрирован, а ремонт и реставрационные работы приняты КГИОП. При этом представители КГИОП особо отметили образцовый уровень содержания здания и высочайшее качество ремонтно-реставрационных работ.

— В пятницу вечером РИИИ внезапно посетил министр культуры Владимир Мединский. Расскажите, что произошло…
— Мы совершенно внезапно узнали, что министр культуры должен к нам прибыть в 19 часов. Вахтеру был дан список нескольких СМИ, которые могут присутствовать при встрече. Остальных журналистов было велено не пускать, хотя многие узнали об этом визите и приехали. Ольга Кох их лично выпроваживала.

Мы ждали на лестнице в фойе. Прошло минут сорок. Нам сказали, что все отменяется, а Мединский уехал к вице-губернатору Василию Кичеджи.

Только в прошлом году зубовский особняк был отреставрирован, а ремонт и реставрационные работы приняты КГИОП. При этом представители КГИОП особо отметили образцовый уровень содержания здания и высочайшее качество ремонтно-реставрационных работ.

Видимо, это было сделано затем, чтоб люди разошлись. Ольга Кох и председатель комиссии, которая совершает проверку, Андрей Карпов, тоже собрались уходить. Наши сотрудники решили, что министр не приедет. Прошло еще какое-то время, когда мне сообщили, что Кох и Карпов возвращаются. Через несколько минут подъехал и Мединский. Они зашли в кабинет вместе с допущенными СМИ. 

Наша аспирантка, Ольга Есеева, стояла у открытой двери в приемную и держала в руках письмо от аспирантов института министру Мединскому. И Андрей Карпов, подойдя, собирался закрыть дверь. Он хотел оттолкнуть девушку, а она совсем маленькая. У него фактура охранника. Она спиной ударилась о ручку двери, и он еще раз попытался ее вышвырнуть. Анна Некрылова, заместитель директора по науке, тоже была там, и Карпов принялся и ее хватать за руки, отбрасывать. Когда мы стали кричать, он понял, что в кабинете директора все слышно, перестал драться и пошел в кабинет.

— Министерство заявило, что никакой травмы Карпов аспирантке РИИИ не наносил и готово подать в суд за распространение ложной информации.
— Я стояла рядом и все это видела. Там было много и других свидетелей: сотрудники, аспиранты, журналисты. Такая откровенная ложь министерства и угрозы судебного преследования вызывают чувство, что ситуация обстоит совсем мрачно.

— Что было дальше?
— Одна журналистка стала стучать в дверь и кричать: «Откройте, господин министр!» Никто долго не открывал. Потом вышла Ольга Кох и стала нас стыдить за то, что мы плохо себя ведем.

— Известно ли, о чем шла речь в кабинете?
— Подъехало уже довольно много журналистов. Министр вышел и ответил на некоторые вопросы. По его словам, планы реорганизации института или его слияния с чем-то — болезненные фантазии не нашедших себя в науке сотрудников. Он сказал: «Я могу дать гарантию, что на это здание никто не будет покушаться. И никто и никогда не собирался покушаться на него — опять же это чья-то болезненная фантазия». К сожалению, нам в это трудно поверить, потому что он упомянул и о каких-то квартирах, которые якобы здесь раздаются налево и направо, а мы знаем, что это неправда. На вопрос о том, какие он ожидает результаты от проверок, министр сказал: «Они могут быть любые, вплоть до уголовных дел». То есть задача уже была поставлена.

— Чего вы ожидаете в дальнейшем?
— По неофициальной информации, к нам на днях приезжает пресс-секретарь Мединского Юлия Зазулина. Она собирается снять здесь очередной телесюжет об институте. Вероятно, из-за того, что весь Интернет и СМИ уже полны информации об этом конфликте, сюжет должен склонить общественное мнение в пользу позиции министерства.

↑ Наверх