Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

«Мы неудобны для всех!»

Раненый защитник прав потребителей обратился к президенту

В петербургского защитника прав потребителей Всеволода Вишневецкого стреляли неизвестные из травматического пистолета «Оса». Пуля застряла в щеке, ему сделали операцию. Об этом наша газета сообщила на прошлой неделе. Сам Вишневецкий связывает нападение со своей профессиональной деятельностью. Вот уже 14 лет он редактирует газету «Петербургское качество» и возглавляет Санкт-Петербургскую общественную организацию потребителей «Общественный контроль». От имени этой организации ушло письмо в Кремль, Владимиру Путину, с просьбой взять расследование нападения под личный контроль. Корреспондент «Вечёрки» связалась с Всеволодом Вишневецким (на фото) и задала ему несколько вопросов. 


Все суды выиграли

— Почему вы решили обратиться к президенту?
— Потому что я не считаю это частным, касающимся только меня лично случаем. Вроде бы наше общество уже доросло до того, чтобы споры и конфликтные ситуации — в том числе и со средствами массовой информации — решались в суде. Но кого-то, видимо, это не устраивает, кому-то хочется вернуться в начало девяностых, когда людей расстреливали на улицах. Допустить это нельзя. 

— Расскажите, чем занимается ваша организация.
— На протяжении 14 лет мы регулярно мониторим качество продукции, которая поступает в торговлю. Под нашим особым прицелом — крупные торговые сети, которые, как известно, занимают большой сегмент потребительского рынка, и, конечно, производители продуктов. Мы приходим в магазин как простые покупатели и приобретаем все то, что кладут в свои корзинки наши горожане, а затем отдаем продукты в аккредитованные государственные лаборатории на проверку. Результаты экспертиз публикуем в нашей газете, а также в других средствах массовой информации. Мы активно сотрудничаем и с «Вечёркой», и с другими городскими и федеральными изданиями, а также с телеканалами. Так что о недобросовестных изготовителях и торговцах горожанам становится известно. Мы также передаем документы о результатах проверок в Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу. Его сотрудники проводят проверки и налагают взыскания на проштрафившиеся организации. Но самое большое наказание для них — это, конечно, огласка, которая больно бьет по репутации, по имиджу. Как известно, особенно крупные производители им очень дорожат.

— Обиженных много?
— Разумеется, кому понравится, когда его выводят на чистую воду, раскрывают обман. Как иначе назвать, если производитель на упаковке пишет одно, а в продукт кладет другое? В колбасу вместо мяса добавляет крахмал, а в творог — пальмовое масло. На нас не раз подавали в суд. Но все суды мы выигрывали. Последний раз мы судились два года с известной фирмой «Пит-продукт». Арбитражный суд рассматривал дело трижды, и трижды мы выигрывали. 

Хотелось бы, чтобы качество продуктов не становилось предметом криминальных разборок.

Роспотребнадзор отделывается предупреждениями 

— Случалось ли так, что после ваших разоблачений сети отказывались продлевать договор с тем или иным поставщиком? 
— Да, было несколько случаев, когда крупные торговые сети после наших проверок больше не выставляли на прилавок некачественные продукты. Но так поступают далеко не все торговые организации. Сейчас у всех на слуху акция, проведенная в универсаме «Народный». Мы также не­однократно сигнализировали, что там не все благополучно, но это какой-то непотопляемый магазин. В плохом смысле этого слова. Органы Госнадзора до сих пор не могли ничего с ним сделать.  

— А случалось ли, что Управление Роспотребнадзора после ваших сигналов закрыло какую-либо торговую точку?
— Нет, такого не было. По существующему законодательству закрыть частное предприятие очень трудно. Вообще должен сказать, что государственные контролирующие организации не стремятся пресекать правонарушения, которые выявляют общественные организации потребителей. Если и выходят на проверки, то часто ограничиваются предупреждением. Сообщают нам, что «по вашему сигналу проверена такая-то организация, она предупреждена о недопустимости того-то». 

— Почему так происходит, как вы считаете?  
— Наша организация вмешивается в те связи, которые складывались годами между производителями, сетями и контролирующими организациями. Не секрет, что контролирующие организации и сети, например, договариваются о любви и дружбе. В сетях, скажем, есть кулинарные отделы, которые считаются производством. Так вот, сети заключают с Роспотребнадзором хоздоговоры, в соответствии с которыми осуществляется производственный контроль. А как этот контроль осуществляется? Периодически сети предоставляют свою продукцию: салатики, жаренья и т. д. на экспертизу. Естественно, выбирается самое свежее. Роспотребнадзор дает добро на продажу. А тут мы нагрянем в неурочное время и обнаружим просроченный салат или холодец. Получается, что это камень и в огород Роспотребнадзора. Дело в том, что в двухтысячные у нас была разрушена система контроля за продукцией, государство убрало административные барьеры, а взамен по сути ничего не создало. Очевидно, что Роспотребнадзор в том виде, каков он есть сейчас, работает крайне неэффективно. То же самое касается и взаимоотношений между производителями и сетями. Последние выставляют условия, выгодные для них, идут долгие переговоры, притирка. И вот когда сотрудничество налажено, тут возникаем мы и говорим, что этот поставщик выпускает некачественную продукцию. Словом, мы неудобны для всех. 

Из письма редакции газеты «Петербургское качество» 
и Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль» В. В. Путину

«Уважаемый Владимир Владимирович!

Мы и наши многочисленные коллеги по СМИ и общественным организациям России не согласны с тем, что уголовное дело (по факту нападения на Вишневецкого. — Прим. ред.) возбуждено по статье «хулиганство». Это заказное преступление со стороны представителей недобросовестного бизнеса, системно и грубо нарушающего законодательство РФ при выпуске и реализации продовольственных товаров. Стреляли в голову два раза, чтобы Вишневецкий больше не мог осуществлять свою общественную и журналистскую деятельность, проводить исследования товаров, называть бракоделов, обращаться в надзорные органы и суды с целью пресечения противоправной деятельности нарушителей.

Убрав административные барьеры и не создав новую эффективную систему надзора и неотвратимости наказания за нарушения законодательства, государство развязало недобросовестному бизнесу руки, который решил сам теперь устанавливать порядки на потребительском рынке, в т. ч. отстреливать журналистов и общественников, которые разоблачают нарушителей закона…

…Если мы не почувствуем вашу волю в решении этих проблем, не увидим вашу поддержку, мы будем вынуждены так же, как и все, молчать, чтобы не получить очередные пули от бизнеса…» 

↑ Наверх