Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

На Сытнинскую пришли археологи

Сотрудники петербургского Института истории материальной культуры РАН приступили к археологическим работам на Сытнинской улице, 9 и 11.

В блокаду лютеранский храм разобрали на дрова — теперь горожане хотят сохранить память этого исторического места на Петроградской стороне. 

Такой была лютеранская церковь Святой Марии.

— Первые исследования были проведены здесь нами в 2009 году, перед продажей участка Фондом имущества Петербурга, — cообщила «Вечернему Петербургу» Наталья Соловьева, заместитель директора института истории материальной культуры РАН. — Были определены границы церкви, располагавшейся на участке с 1870-х годов.

Деревянная лютеранская церковь Святой Марии была освящена в 1874 году. После 1917 года храм передали адвентистам. В 1935-м его закрыли и приспособили под детский клуб. В годы блокады церковь послужила спасению ленинградцев — окрестные жители разобрали ее на дрова, как и многие другие деревянные постройки этой части Петроградской стороны. 

— После войны здесь располагался сквер, а до начала археологических работ на его месте находилась автостоянка, — напоминают в компании — собственнике земельного участка.

В ноябре 2012 года (см. «ВП» за 12.11.2012) комплекс расселенных зданий на Сытнинской улице за 150 млн. рублей приобрела у города компания «Унисто Петросталь», «потомок» треста «Лен­университетстрой» Главленинградстроя. Поскольку от археологов у компании были сведения о том, что помимо церковного фундамента здесь могут находиться остатки и других руинированных зданий, относящихся к храму Св. Марии, было принято решение обследовать весь участок. К тому же местные жители выразили тревогу: не осталось ли неких захоронений на церковном погосте? 

Сейчас эта территория относится к зоне общественно-деловой застройки.

Живущая в соседнем доме шведская журналистка Милена Парланд стала одним из активистов, особо настаивающих на обследовании участка. Семья Милены в позапрошлом веке была в родстве со знаменитым петербургским архитектором Альфредом Парландом, автором проекта храма Спаса-на-Крови. О своем неравнодушии к сохранению памяти города Милена поведала «Вечернему Петербургу». Вместе с ней мы прошлись по будущей площадке преобразований — коллега указала на могильный камень, лежащий в мусоре и хламе. Надпись на нем — славянской вязью. Кто знает, как он здесь оказался, у дверей бывшей автомастерской? В общем, имеются вопросы к истории...

В компании-застройщике сообщают, что не примут никаких решений по дальнейшему использованию участка, пока не получат результатов археологических исследований.

— В настоящий момент компания «Унисто Петросталь» проводит археологическое исследование участка застройки, — так прокомментировали ситуацию для «ВП» в компании. — Работы были заказаны Институту истории материальной культуры РАН, в январе 2014 года археологи вы­шли на объект. Археологические работы планируется закончить весной. Специальных ограничений по функциональному использованию реконструируемых и возводимых на участках объектов нет, территория относится к зоне общественно-деловой застройки. Окончательное решение по целевому назначению и проекту будущего здания будет приниматься после окончания археологических раскопок, в зависимости от результатов. Проект будет заказываться в архитектурной мастерской «Студия 44». Эта мастерская также известна как студия Никиты Явейна. 

— Мы понимаем важность этого места для истории города, — говорит генеральный директор компании «Унисто Петро­сталь» Арсений Васильев. — Разумеется, после того как археологи определят точное расположение фундамента церкви, мы впишем это место в будущий проект — так, чтобы на нем не находилось никаких построек. Возможно, это будет небольшой дворик или сквер — открытое благоустроенное пространство. Установка там памятного знака — скорее забота лютеранской общины, но мы готовы к переговорам на эту тему, после того как проект будущего здания будет готов и утвержден.

Этот камень с резьбой и остатками надписи был частью чьего-то надгробия.

↑ Наверх