Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

На второй этап ремонта «Авроры» деньги найдутся

Легендарный крейсер останется на Морском заводе Кронштадта до 2016 года

Когда 21 сентября стодесятилетнюю «Аврору» шумно и весело, как на праздник, провожали на реставрацию в Кронштадт, представители Минобороны, Центрального военно-морского музея (ЦВММ) обещали, что это только первый этап ремонтных работ, который займет 45 суток. А потом славный корабль можно будет вернуть на его вечную стоянку — к Петроградской набережной. По заверениям начальника управления культуры Минобороны Антона Губанкова, возвращение «Авроры» станет еще более праздничным. Но после того как революционный крейсер был отбуксирован и осмотрен в доке Велещинского кронштадтского завода, выяснилось, что ремонт не ограничится полуторамесячным сроком: министр обороны Сергей Шойгу принял решение о втором этапе ремонта в Кронштадте.

Пока же идет первый этап — доковый ремонт, который предусматривает замену донно-забортной арматуры, очистку и трехслойную окраску корпуса и надстроек крейсера. Но самое главное — это обследование корабля и составление на его основе новой ремонтной ведомости, которая и предусматривает полноценный ремонт и реконструкцию корабля №1.

На доковый ремонт выделено 120 млн. рублей. И до недавнего времени многие специалисты строили догадки, как будут осуществляться остальные этапы апгрейда корабля №1 ВМФ. Выделит ли Минобороны деньги, чтобы можно было приступить к разработке документации, составлению сметы и т. д.? По информации специалистов, еще никто не знает, в какую окончательную сумму выльется капитальный ремонт «Авроры», — нет проекта. Ведь пока никто ничего не считал.

Напомним, в последний раз «Аврору», которая за время боевой вахты прошла более 100 тысяч миль, отправляли на ремонт около 30 лет назад. Тогда, по словам очевидцев, ее уводили с Петроградской набережной в док «без лишнего шума и пыли». Но теперь времена иные.

«Мы считаем нецелесообразным таскать корабль туда-сюда, даже неспециалисту понятно, что за месяц такой объем работ, который заявлен в техническом задании, выполнить невозможно. Меньше чем за год работы провести нельзя. Поэтому принято решение: до полного завершения всего объема работ оставить корабль на заводе», — заявил журналистам во время посещения крейсера глава управления культуры Минобороны Антон Губанков и пояснил, что «Аврора» вернется на Петроградскую набережную к юбилею корабельного музея в 2016 году.

По словам врио директора Кронштадтского морского завода Анатолия Белоева, обследование «Авроры» показало, что «подводная часть корпуса корабля находится в удовлетворительном состоянии». Этот факт подтверждает и куратор рабочей группы по капитальному ремонту «Авроры», председатель Санкт-Петербург‑

ского клуба моряков–подводников и советник губернатора Игорь Курдин. А насчет обнаруженной на крейсере трещины, о чем сообщили СМИ, по его словам, волноваться не стоит.

— Обнаруженная трещина несерьезная, она не сквозная и связана с усталостью металла. Но никакой угрозы для непотопляемости «Авроры» трещина не представляет, потому что находится выше ватерлинии. Завод ее обследовал и знает, как ремонтировать. Возможно, они ее уже заделали, пока мы с вами этот вопрос обсуждаем, — сказал в эксклюзивном интервью «Вечёрке» Игорь Кириллович. — Все были удивлены, в каком практически идеальном состоянии находится корпус корабля.

— А почему же тогда руководство завода объявило о том, что подводная часть крейсера в удовлетворительном состоянии?
— В акте докового осмотра нельзя написать: «идеальное состояние». Там, если все в норме, дается формулировка: «в удовлетворительном состоянии».

— Министр обороны принял решение о втором этапе ремонтных работ. Как вы думаете, в какую сумму он выльется?
— Я узнал об этом одним из первых, позвонил на завод и сказал: «Ребята, теперь у вас карт-бланш: делайте проект, ведь будут документы — будут и деньги. Потому что на заводе и сами-то не знали, что последует после первого этапа ремонта: оставить у стенки завода нельзя — нет приказа. Но однозначно, что через 45 суток «Аврору» должны были бы вывести из дока, потому что и «Красин» в это время будут выводить. Думаю, наиболее логичным следует считать поручение разработки проекта Северному ПКБ, как имеющему опыт ремонта «Авроры» тридцать лет назад.

— А с какими проблемами пришлось сталкиваться при ремонте крейсера?
— Кронштадтский завод старый, а отопление на всех судостроительных заводах — паровое. У «Авроры» отопление водяное: крейсер подсоединяется к городской теплоцентрали. Это техническая проблема, которую надо решать, — либо трубу от города тащить, либо преобразовывать пар в воду. И к этому надо быть заранее готовым. Но, конечно, самое главное, что на «Авроре» будут произведены полный ремонт и реконструкция, в том числе обновлена музейная экспозиция с использованием современных технологий.

— Игорь Кириллович, когда провожали «Аврору» в Кронштадт, на крейсер пробрались зайцы… Будет ли улучшена охрана корабля?
— Военные корабли обычно стоят в военно-морских базах, в закрытых гаванях — это все охраняемые территории: там стоят заборы, контрольно-пропускные пункты, установлена сигнализация. А «Аврора», которая хоть и относится к кораблям ВМФ, но стоит в общедоступном пространстве — в акватории Невы, на Петроградской набережной. И охранять ее как боевой корабль, устраивать в этом месте какую-то закрытую зону считаю неразумным. Но чтобы предотвратить подобные несанкционированные появления кого-то на крейсере, следует установить современную охранную сигнализацию, новейшую систему видеонаблюдений. Зайцы на «Авроре» показали, что охранять корабль дедовским способом — одной верхней вахтой — неэффективно. Потому что, когда охрану отвлекали с одного борта «Авроры», зайцы залезли с другого.

— После того как «Аврора» будет отремонтирована, поменяется ли на ней расположенная и ныне советская военно-морская символика: герб СCCР на кормовой части, а на носовой — две красные звезды?
— Думаю, советскую символику надо поменять. Ведь сейчас «Аврора» — корабль №1 ВМФ России, поэтому на корме должен быть герб Российской Федерации. А в носовой части, по логике вещей, установить историческое носовое украшение — двуглавого орла, которого можно видеть на дореволюционных фотографиях крейсера.

— «Аврора» уплыла, но на набережную автобусы по-прежнему привозят туристов, и те спрашивают: а где же крейсер?
— То-то и оно. Ремонт крейсера будет продолжаться года два. А пока «Авроры» нет, идет ремонт Петроградской набережной. Ну поставьте вы информационный стенд, где было бы написано, что это историческое место — вечной стоянки «Авроры», которая вернется сюда в 2016 году! Чтобы люди знали и не так сильно огорчались, не увидев корабль. Хватит того, что нахимовцы огорчены, — они раньше гуляли возле «Авроры», с ними любили фотографироваться японские туристы, а теперь такого нет, и ребята грустят.

↑ Наверх