Газета выходит с октября 1917 года Friday 5 июля 2024

Небосвод — циферблат, а меридианы — стрелки

Ученые объяснили, почему так важно, по какому времени мы живем

 

Споры о том, по какому времени нам правильнее жить, не утихают. Петербург­ские ученые ратуют за возвращение к так называемому астрономическому поясному, или, точнее, секторальному, времени (см. статью «Дайте же человеку поспать»), которое существовало на территории нашей страны до 1930 года. Их оппоненты в Москве считают, что больше ничего менять не надо. Корреспондент «Вечёрки» отправилась в Пулковскую обсерваторию и расспросила ее сотрудников о том, почему так важно, по какому времени мы живем. 

Первый сигнал точного времени был передан в 1920 году отсюда, из Пулковской обсерватории.


Следователи обращаются за помощью к астрономам

В моем присутствии Сергею Смирнову, старшему научному сотруднику Главной астрономической (Пулковской) обсерватории РАН, принесли письмо… из следственного отдела ГУВД, в котором была просьба сообщить время восхода солнца 17 июля. Опережая мой вопрос, он пояснил: 

— С подобными просьбами к нам нередко обращаются различные государственные, в том числе и правоохранительные, организации. При раскрытии преступлений или выяснении обстоятельств дорожно-транспортных происшествий им необходимо, например, знать, под каким углом светило солнце такого-то числа, в таком-то часу, поэтому они просят предоставить сведения о точном времени восхода и захода дневного светила, начале сумерек, была ли луна на небе… Отвечая на эти вопросы, часто спотыкаешься на том, какое время указывать. Допустим, год назад мы жили по летнему времени, а в нынешнем году стрелки уже не переводили. Если речь идет о прошлом годе, значит, надо указывать «во столько-то по летнему времени»…

Шахматные часы на столе астронома Сергея Смирнова показывают гринвичское и территориальное время.

Нам приходится отвечать и на исторические вопросы, например когда точно остановилось сердце Александра Сергеевича Пушкина. Для этого надо учитывать, по какому времени жил Петербург в девятнадцатом веке. Оказывается, по астрономическому, поэтому в 1837 году между Москвой и Петербургом была получасовая разница. Когда в одном городе было, допустим, пять часов, в другом — пять тридцать. То есть надо писать, что смерть Пушкина наступила в 14.45 по петербургскому времени. Тогда, считайте, в каждом крупном городе Российской империи было свое время. 

Позднее было принято поясное время, то есть все населенные пункты внутри каждого пояса, или, точнее сказать, сектора, ограниченного двумя соседними меридианами, расстояние между которыми составляет 15 градусов, жили по одинаковому времени. Это очень удобно, так как один сектор равняется одному часу, а всего таких секторов 24. То есть можно представить, что небосвод — это циферблат, а земные меридианы — стрелки.

В Пулковской обсерватории были установлены первые в стране атомные часы.

В прошлом году была сделана ошибка 

— А по какому времени мы живем сейчас?
— В 1930 году для экономии электроэнергии декретом Совнаркома, который возглавлял тогда Рыков, перевели стрелки на час вперед. А потом началась настоящая чехарда, мы взяли пример с развитых стран Европы и мира и начали вводить еще и летнее время. Большая ошибка была сделана в прошлом году, когда, уже объявив, что больше стрелки часов не будут туда-сюда переводиться, все-таки перешли на летнее время, то есть добавили еще час. И в таком виде время осталось зафиксированным на территории страны. Этого не нужно было делать, потому что понятия зимнего времени в законодательстве не существовало. Было понятие летнего времени: мы временно на летние месяцы переводили стрелки на час вперед, а зимнее — это и есть наше обычное время. В результате в общей сложности мы оторвались от астрономического — поясного — времени на два часа, и эти два часа людям надо вернуть. 

— Ваши доводы очень убедительны, почему же их не услышали в правительстве, когда принимали решение?
— Нынешнее «медведевское» время удобно только для энергосбытовых компаний: им надо, чтобы мы быстрее выключили свет вечером, быстрее легли спать, чтобы они могли начать транспортировать электроэнергию на Запад, в энергосети Западной Европы, получая таким образом прибыль. Они и лоббировали принятие такого решения. 

Маятниковые часы «Шорт-50» — основной хранитель времени Пулковской обсерватории до 1958 года. Слева — первичный маятник, справа — вторичный маятник с циферблатами.

— А по какому времени живет Европа?
— Путаница со временем происходит не только у нас, но и в Европе тоже. Вот сейчас лондонское время отличается от гринвичского, хотя, как известно, гринвичский нулевой меридиан проходит в Лондоне. Дело в том, что в Британии перед летом передвигают стрелки на час, поэтому есть гринвичское время, лондонское, среднеевропейское, восточноевропейское и т. д., и в разные месяцы оно — разное. Это страшно неудобно для историков, хронологов, астрономов. Лучше, если бы человечество пришло к какому-то единому знаменателю. Даже для наших оппонентов — астрологов это неудобно, потому что, когда они составляют гороскопы, им важна каждая минута. Хотя я считаю, что астрология — это профанация, но, как ни странно, она помогает восстанавливать историю перевода стрелок, потому что для астрологов это существенно.

Астрономы определяют время, наблюдая за звездами. Представьте, что у вас есть телескоп, вы направили его точно на юг, посмотрели на часы и засекли прохождение такой-то звезды через небесный меридиан. На следующий день в то же время вы опять будете наблюдать кульминацию этой звезды (прохождение ее через небесный меридиан). Интервал между двумя кульминациями — это и есть звездные сутки.

Надо прибавить два часа

— А какое время показывают трое часов на вашем столе?
— Сегодня астроном вынужден на своем рабочем столе иметь сразу несколько часов. Удобно использовать шахматные часы, только тикающие не по очереди, а идущие одновременно, потому что приходится иметь дело и со всемирным временем, отсчет которого ведется от гринвичского меридиана, и с тем, которое установлено на данной территории. Вот, к примеру, настоящее поясное время Петербурга — гринвичское плюс два часа, потому что через наш город, точнее, через Кронштадт и Лисий Нос проходит 30-й градус. А то время, по которому мы сейчас живем, это — плюс не два, а четыре часа. Кстати, Москва находится на 2 часа 30 мин. и 17 секунд восточнее Гринвича, и поэтому она оказывается на границе часовых поясов. Вот почему удобнее, если бы Петербург был столицей страны, — у него разница с Гринвичем составляет ровно два часа, и это для расчетов удобнее. А так получается, что и питерцы, и смоленцы, и псковичи, живущие к западу от Москвы, и все Поволжье, находящееся восточнее столицы, не отличаются по времени от Москвы, а на самом деле они находятся в разных часовых поясах. 

Но вопрос часовых поясов — второстепенный, главное, чтобы разница между установленным на данной территории временем и реальным астрономическим временем не превышала получаса, ну в крайнем случае часа, иначе начинается десинхронизация нашего организма с природными циклами, и как следствие — гормональные сдвиги, неприятности для детей и ослабленных людей. Это доказано. Чтобы вернуться к правильному времени, нам надо два года подряд осенью прибавлять по часу, то есть дважды переводить часы на час назад. Тогда к 2013 году мы наконец-то вернемся к нормальному времени. Люди должны жить в согласии с природой. Полного согласия, конечно, не может быть, потому что у нас огромная страна, но надо стремиться к минимальному расхождению.

Фрагмент таблицы, составленной еще в советские годы, иллюстрирует сдвиг времени по часовым поясам, который актуален и сегодня.

То, чему нет определения

Много лет при Пулковской обсерватории существовала служба времени, которая занималась его хранением, а также определением точного времени с помощью астрономических наблюдений. Хранить время — значит как можно более точно измерять, отсчитывать, исчислять его. Здесь можно употребить любой из этих синонимов. Хранят время с помощью часов. В обсерватории существует музей, в котором собраны самые разные часы, начиная от маятниковых и заканчивая атомными. 

Мы поговорили о времени еще и с помощником директора Пулковской обсерватории Александром ПОПОВЫМ. 

— Наивный вопрос: что такое время? 
— Время — это одна из важнейших мер движения материи, понятие во многом загадочное и в философском смысле, и в физическом, поэтому точного обозначения и определения дать ему, к сожалению, пока нельзя. Мы живем по солнечному времени, которое определяется вращением Земли вокруг своей оси. 

Астрономы определяют время, наблюдая за звездами. Представьте, что у вас есть телескоп, вы направили его точно на юг, посмотрели на часы и засекли прохождение такой-то звезды через небесный меридиан. На следующий день в то же время вы опять будете наблюдать кульминацию этой звезды (прохождение ее через небесный меридиан). Интервал между двумя кульминациями — это и есть звездные сутки. Мы не можем дать точного определения времени, но мы можем его измерять. В основе большинства способов измерения лежат периодические процессы, именно этот принцип положен в основу любых часов. Человечество на протяжении многих веков изобретало все новые приборы измерения времени, стараясь добиться большей их точности. 

Вот, например, часы мастера Эриксона, созданные в XIX веке. Они отличались тем, что в них была применена техническая новинка. Подвес маятника сделан из специального сплава, который почти не подвергается каким-либо температурным изменениям, а в самом теле маятника налита ртуть, чтобы если вдруг в результате изменения температуры длина подвеса маятника изменится, то центр тяжести ртути переместится, и таким образом точность часов останется неизменной. Каждое поколение часов обладает большей точностью, и все-таки абсолютной точности измерения времени пока не достигнуто.

Александр Попов объяснил, что с помощью таких телескопов определяли точное время в XIX веке.

Последнее слово — водородные часы

— Есть часы маятниковые, механические, атомные, кварцевые. А какие самые современные, так сказать, последнее слово?
— Сейчас в качестве стандарта используются водородные часы, они дают погрешность даже не в наносекунды, а в доли фемтосекунды (порядка 10 -16 секунд за секунду). Чтобы их обслуживать, необходимо организовать службу с соответствующим штатом. Водородные считаются самыми надежными и точными часами в мире, и с гордостью могу сказать, что изготовлены они в нашем отечестве и находятся в Государственной службе времени, один из филиалов которой расположен в городе Менделееве под Москвой.

— Когда по радио раздаются сигналы точного времени, они поступают из этой службы? 
— Да, сейчас бытовой сигнал точного времени — шесть пикающих звуков, последний из которых более продолжительный, передается из специальной службы времени. А первый подобный сигнал был передан в 1920 году отсюда, из Пулковской обсерватории. Точное время хранилось тогда часами мастера Дента, которые сейчас демонстрируются в нашем музее.

Сколько живет бозон Хиггса?

— Зачем нужны сверхточные часы?
— Есть некоторые вещи, которые определяют безопасность страны, к ним относятся и стандарты времени. Поэтому ими занимаются в первую очередь военные. Например, сейчас продолжают использоваться кроме суперсовременных приборов измерения времени механические часы Федченко. И хотя время подобных механизмов вроде бы прошло, но от часов Федченко не отказываются. Это вершина конструкторской мысли своего времени. Они гарантируют точность хода: секунда за десять лет. Потрясающая точность! Такие часы находятся в эксплуатации и в специализированных учреждениях, например в метро, где нужно независимое хранение времени.

Зачем еще нужно сверхточное время? Полеты человека в космос и некоторые современные технологические процессы просто не могут осуществляться без него. Вы, наверное, слышали про большой адронный коллайдер? Элементарная частица, которую искали с его помощью — бозон Хиггса, — это недолгоживущая частица, она существует буквально крошечные доли секунды. Как определить, сколько времени она прожила? С помощью чего? Не с помощью же наручных часов. Разумеется, здесь нужны другие измерители времени. 

— В фантастических романах часто рассказывается, что время в космосе идет медленнее, чем на Земле. Есть какие-то научные данные, подтверждающие или опровергающие это? 
— Я сам в космос еще не летал, поэтому ничего о том, как там идет время, сказать не могу. Но есть такая теория, скорее шуточная, что человек, который живет на верхних этажах, скажем на десятом, будет быстрее стареть, чем тот, кто живет на первом. Потому что тот, первый, — дальше от центра вращения Земли и, значит, время для него течет быстрее, чем внизу, где центр вращения Земли ближе. Конечно, расстояние от первого до десятого этажа с точки зрения размеров Земли ничтожное, поэтому проверить эту теорию на практике нельзя.

 

Фото автора
↑ Наверх