Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Почему таксисты хотят, чтобы интернет-сервисы UBERались с петербургского рынка?

Генеральный директор компании-перевозчика «Зеленоглазое такси» ответил на вопросы корреспондента «Вечёрки»

Напомним историю проблемы. Таксисты Санкт-Петербурга в открытом письме попросили губернатора Георгия Полтавченко запретить сервисы «Uber», «GetTaxi» и «Яндекс.Такси». Интернет-компании обвиняли в демпинге, монополизме и отсутствии безопасности услуг. Сложившуюся ситуацию прокомментировал для «ВП» генеральный директор компании-перевозчика «Зеленоглазое такси» Владислав Пирожков.

Что такое «Uber» и почему его «едят»

— Владислав, «Uber» обвиняют в монополизме…
— Не в монополизме, а в демпинге. 

— Хорошо. На петербургском рынке уже несколько лет работают другие, но российские интернет-компании. Например «Яндекс.Такси» или «GetTaxi». Почему петербургские владельцы таксопарков ополчились на «Uber»?
— «Яндекс», по крайней мере, так не демпингует легальных таксистов, которые работают сейчас в Петербурге. Стоимость минимальной поездки у них была 199 рублей на расстояние до трех километров. Это — адекватная цена. «Uber» пришел со своей ценой в 50 рублей за поездку на расстояние до 7 километров. Это даже нельзя назвать демпингом — компания работает себе в убыток. Это первое.

Второй фактор-раздражитель: это не прозрачная компания. У них нет ни офиса, ни представительства. Точнее, офис есть, но туда не попасть. Представители этой конторы общаются исключительно по электронной почте, даже не по телефону. В «Яндекс. Такси» или «Get» можно хотя бы позвонить, у них есть что-то вроде диспетчерской службы. Представьте ситуацию, когда у водителя возникла проблема с пассажирами. Клиент недоволен тарифом на дополнительную услугу, например на провоз животного. «Uber» проблему здесь и сейчас не решит. По регламенту компании они могут ответить на запрос в течение 48 часов. 

Третье. Другие IT-компании, работающие на рынке пассажирских перевозок, при регистрации требуют у водителей лицензию на право осуществления перевозок людей. «Uber» на это плевать. Другие IT-компании раз в месяц требуют прохождения водителем медицинского осмотра. «Uber» ничего этого не требует. При подключении к своим системам «Яндекс» с «Get» хотя бы смотрят на водителя и автомобиль, «Uber» и этого не делает. Все это плохо для безопасности пассажиров. 

— Но «Uber» не совсем сервис такси, даже по меркам интернет-компаний…
— Они позиционируют себя не как такси, а как «персональный водитель для каждого»: говорят, мы не такси, мы — частные перевозки. 

— Значит ли это, что  компания предоставляет сервис, за который не хочет нести ответственность?
— Бизнес пассажирских перевозок — очень сложная структура. У компании, выходящей на российский рынок, должен быть не только автопарк и штат водителей. Должен быть персонал в каждом городе, где они представлены, своя диспетчерская, свои «спорщики» — люди, которые разбирают спорные ситуации, и многое другое. 

— Значит, нельзя управлять подобной компанией из-за океана?
— Можно, но если сейчас к «Uber» будут применены какие-либо санкции и эти санкции автоматически лягут на «Яндекс» и «Get», то двое последних могут быстро перестроиться, устранить недостатки своих систем. В первую очередь «Яндекс.Такси», которая является российской компанией, а в дальнейшем и «Get», которая хоть и управляется из-за рубежа, достаточно мобильна именно за счет персонала и представительств в России. «Uber» этого сделать не сможет.

Опять санкции?

— Кто сегодня может применить санкции к подобному интернет-сервису?
— На последней встрече в Смольном вице-губернатор Игорь Албин дал понять, что этот вопрос не в его компетенции…

— То же сделал и губернатор Георгий Полтавченко через своего пресс-секретаря. Кто-то на уровне Санкт-Петербурга эту проблему может решить?
— Нет. Это действительно федеральный уровень. Должны быть приняты соответствующие поправки к закону о такси (ФЗ №69, вступил в силу 1 сентября 2011 года и действует на территории всей России. — Прим. ред.). Для чего закон писался? Для того, чтобы обезопасить пассажира от нелегального таксиста, «бомбилы». Вокруг закона ходило много споров, верный он или неверный и как правильно его применять. Сейчас по крайней мере привели в порядок вокзалы и аэропорт. К Московскому вокзалу легальному таксисту было не подъехать. Стояли «бомбилы» в два ряда и даже ГАИ посылали на три буквы. С таксистами часто дело доходило до драк. Сейчас хотя бы это привели в порядок. 

Также и  с интернет-компаниями, предоставляющими сервис такси, можно разобраться только на федеральном уровне, приняв соответствующие поправки к закону.

— Раз уж зашла речь о законе 2011 года… Что сейчас делается для обеспечения безопасности пассажирских перевозок?
— В свое время водителей заставили лицензировать свою деятельность. Ходят разговоры, что лицензия станет платной. Сейчас машина старше 7 лет в такси работать не может. Лицензия выдается на 5 лет. Если вы пришли лицензировать авто, которому 3 года, то лицензию на 5 лет вы не получите. Дадут лицензию на 4 года. И так далее. Поэтому в такси Петербурга будут работать только новые авто. 

Петербургский комитет по транспорту в этом смысле работает в правильном направлении. Все «ведра», которые, к сожалению, еще ездят по городским дорогам с пятилетней лицензией, скоро исчезнут.

— Но ведь нельзя все машины чесать под одну гребенку. Многие ездят на БМВ пятилетней давности и она в лучшем состоянии, чем «lacetti» двухлетней давности. То есть частники и малые компании оказываются в проигрыше.
— А это и нацелено на то, чтобы убрать с рынка малые компании. Большой таксопарк открывается, берет в лизинг 50 или 100 автомобилей, получает лицензии. И в городе ездят новые авто, что удобно и безопасно.

Понятия «частный извоз» сегодня в такси вообще нет. Подняв руку на дороге в надежде поторговаться, пассажир возлагает ответственность не только на себя, но и на водителя. Согласно закону о такси, если сотрудник ГИБДД зафиксировал факт того, что человек голосовал на дороге, а водитель остановился, он вправе остановить данную машину, проверить лицензию и наличие всех документов, необходимых для выполнения услуг такси. 

— Вправе-то он вправе. Но он остановит, а я скажу, что махал своему другу. И водитель с пассажиром будут противостоять сотруднику ГИБДД.
— Все верно. И в этой ситуации вы победите. Гаишник вас отпустит. Но если быть последовательным в создании в Санкт-Петербурге структуры перевозок европейского уровня, нужно делать как во Франции. Там штрафы предусмотрены и для тех граждан, кто подобным образом голосует на дорогах. Поднял руку — остановилась полиция и тебя оштрафовали за то, что ты голосуешь «от руки». Там ловить машину можно только в специально отведенных местах. А в этих местах работают лицензированные таксисты.

(Окончание читайте в следующем пятничном номере)
↑ Наверх