Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

«Полдень» ушел вслед
за Стругацким?

Журнал, который выпускал Борис Натанович, закрыли после смерти писателя

Литературный журнал ищет инвестора. Сразу после закрытия в Москве фантастического журнала «Если». Мы рассказывали об этом 10 января. Но то была первая ласточка, вернее, метеорит, если говорить о фантастике.

Пока жив был писатель, журнал выходил и читатели имели шанс познакомиться с молодыми писателями. Что теперь?


Умер Борис Стругацкий. И издательский дом «Вокруг света» объявил о закрытии последнего в стране альманаха фантастики «Полдень. XXI век», где Младший Брат был главным редактором. Теперь издатели ищут инвестора. Это уже эпитафия. Можно выбить в камне. Одного хватит. Потому что стоять он будет над могилой фантастики, которая, как говорил Борис Натанович, — если настоящая — обязана быть литературой. И если словоруб хороший попадется, то надгробие с такой надписью будет очень даже ничего смотреться на фоне пестреющих форматами прилавков книжных супермаркетов. Но там уже не будет хорошего рассказа, хорошей повести.

Альманах «Полдень. XXI век» начал выходить в 2002 году. Как рассказал корреспонденту «ВП» ответственный секретарь издания Николай Романецкий, в Петербурге все хорошее, как всегда, начиналось с Житинского:

— Он нашел первоначальное финансирование, пригласил Бориса Натановича главным редактором. И в 2002 году издательством «Геликон» начал издаваться новый альманах фантастики. Я пришел к третьему номеру. Мы выходили раз в два месяца. В 2007-м журнал начал издаваться под юрисдикцией издательского дома «Вокруг света». Сейчас они объявили о прекращении финансирования. Мол, это был авторский проект...

Король умер.

Что же это получается? Не прошла еще панихида по Житинскому, его детище, литературное кафе «Книги и кофе», выковырнули с набережной Макарова (слава богу, нашелся другой адрес). Ушел Стругацкий — и «Полдень» ушел следом. Мне, журналисту «ВП», больше нечего читать из литературной периодики. Только перечитывать. Но дадим слово писателям.

Писатель Александр Щеголев:

Родился в 1961 году в Москве, живет в Петербурге. По образованию инженер-системотехник, работал на кафедре бортовых ЭВМ в Ленинградском институте авиаприборостроения, с 1992 года — профессиональный писатель. Член Союза писателей Санкт-Петербурга. Пишет приключения и фантастику, автор книг «Мания ничтожности», «Инъекция страха», «Любовь Зверя», «Ночь, придуманная кем-то», «Свободный Охотник». В соавторстве с Александром Тюриным написал книги «Клетка для буйных», «Сеть», «Доктор Джонс против Третьего рейха». Лауреат премий «Старт» за дебютную книгу «Клетка для буйных» (1992) и «Бронзовая улитка» за повесть «Ночь навсегда» (1995).

— Писатели всегда могли рассчитывать на эти издания. Работая над малой формой — рассказом или повестью, — профессионал знал: их можно опубликовать в «Полдне» и в «Если». Кроме того, «Если» и «Полдень» платили гонорары, сравнимые с книжными. Что нам осталось? Несколько площадок, небольших безгонорарных изданий. Можно пришивать свои повести и рассказы к большой вещи, которая издается книгой. Но издательствам обычно это не нужно. Лишние затраты. Кроме того, Борис Натанович форматы не жаловал. Предпочитал печатать неформатную литературу. Брал выбивающиеся из рамок вещи. Брал произведения молодых. Главный критерий — профессионализм. Для начинающих писателей «Полдень» был площадкой, которая давала опору.

Писатель Вячеслав Рыбаков:

Родился 19 января 1954 года в Ленинграде. В 1976 году окончил восточный факультет ЛГУ, доктор исторических наук. Работает в Санкт-Петербургском филиале Института востоковедения РАН. Публиковаться начал с 1979 года, лауреат Государственной премии РСФСР 1987 года за сценарий фильма «Письма мертвого человека», лауреат премии «Старт» за роман «Очаг на башне», четырех премий «Бронзовая улитка», премии съезда ФАНКОН, премии «Меч в зеркале» за роман «Гравилет «Цесаревич»...

— Закрытие «Если» и «Полдня» — трагедия для отечественной фантастики. Малая форма всегда была оселком таланта. Молодому писателю оттачивать стиль лучше на повестях и рассказах. Роман — он всегда рыхлый. Журналы были школой для молодых литераторов, их Олимпом. Но не только о молодых речь. Многие крупные писатели любят рассказ. Это особый жанр. Он хлестче, интереснее, чем роман или даже повесть. Его писать — наслаждение. Его читать — наслаждение. Наша дурацкая рублевая цивилизация практически истребила рассказ. Это трагедия писателя и трагедия читателя.

Писатель Евгений Лукин:

Родился 5 марта 1950 года в Оренбурге. Русский писатель-фантаст, соавтор и муж Любови Александровны Лукиной. Совместно с женой начал писать фантастические рассказы. Сначала — «в стол». Потом публикуется. С 1993 года Евгений пишет один. Первый самостоятельный рассказ — «Словесники». В дальнейшем Евгений Лукин переходит на крупную форму: «Зона справедливости», «Катали мы ваше солнце», «Алая аура протопарторга», «Разбойничья злая луна», «Чушь собачья». Также он издает стихи. Вышли несколько сборников: «Фарфоровая речь», «Чёртова сова» и другие.

— Это катастрофическое известие. Россия осталась без фантастического журнала. Мы уже говорили о смерти бумажной книги. Теперь начнем говорить о смерти бумажного журнала. Есть Интернет. Но там нет отбора по качеству, который проводил, например, Борис Натанович. Печататься негде. Я профессиональный писатель. И живу на гонорары. А тут в Москве идет слияние книжных издательств. Тоже крах? Но давайте подождем. Вдруг что-нибудь изменится? Вдруг это просто где-то что-то рухнуло и скоро восстановится?

От редакции

Не далее как недели две назад мы рассказывали о том, что депутаты ЗакСа приходили в комитет по культуре с деньгами и проектами. Например, предлагали оформить через комитет 30 миллионов рублей и провести на них фестиваль цветов. Господа, мы тут узнали: на 30 миллионов журнал «Полдень. XXI век» можно издавать несколько лет! Правда, утянуть лишку не получится. Писателям придется ежемесячно платить гонорары.

↑ Наверх