Газета выходит с октября 1917 года Saturday 19 октября 2019

Про таксистов и… таксистов

«Вечёрка», конечно, не обошла стороной нашумевший скандал на рынке такси-перевозок («Почему таксисты хотят, чтобы интернет-сервисы UBERались с петербургского рынка?»; «ВП» за 24.07 и 31.07). Внесу и я свои пять копеек на сей счет. Тем более что такси пользуюсь часто, рынок мне этот знаком и свой потребительский интерес у меня, как у человека, который принципиально отказывается от личного авто, на этом рынке ой как имеется.

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок июльской статьи «Вечёрки», до слез очевиден: завсегдатаи рынка не хотят лишней конкуренции, им и внутренней хватает. А дальше начинается набор аргументов про то, почему интернет-сервисы — это вредно.

К этим аргументам мы еще вернемся, а пока отмечу, что к питерским такси-бизнесменам у меня и без всяких интернет-сервисов претензий минимум. Все последние годы они снижали цены, не снижая при этом качества услуг. Как им это удавалось? А очень просто. Вместо того чтобы содержать обременительные автопарки, они стали нанимать людей со своими машинами. Вместо того чтобы наблюдать, как водители простаивают в ожидании жирных заказов, они стали нагружать их по максимуму. Ну и новые технологии, конечно, помогли: связь, навигация и так далее. И главное — конкуренция между компаниями развернулась нешуточная.

И помните, кто на заре этой таксомоторной революции негодовал больше всего? А негодовали традиционные автопарки с их «Волгами» да таксистами с манерами не то советских швейцаров, не то королевских котов. И где теперь эти традиционные автопарки?..

А еще в те времена по улицам Петербурга сновали бомбилы — как правило, гости с юга на разбитых «Жигулях». Вот уж кого таксисты ненавидели! Обвинений бомбилам предъявляли уйму. И водить-то они не умеют. И города-то не знают. И налоги-то они не платят. И безопасности-то у них никакой. И ответственности — тем более. И рынок-то они своими низкими ценами убивают…

Согласитесь: все это очень напоминает набор претензий, которые нынче выкатывают интернет-сервисам. И главная из них — низкие цены. И тут же, кто бы сомневался, выдвигается гениальная идея установить минимальные тарифы.

А теперь давайте вспомним, чем закончилась история с бомбилами. Почему они ушли с рынка? Может, кто-то написал на них кляузу губернатору, и власти повыгоняли бомбил с улиц? Не-а. Просто официальные перевозчики — внимание! — стали снижать цены. И все.

…К сожалению, у меня нет места, чтобы познакомить вас со всеми потребительскими нюансами: какой фирмой удобнее пользоваться при тех или иных поездках, какие особенности компаний следует учитывать… К сожалению, у меня нет места подробно рассказать о том, за счет чего новые игроки рынка снижают цены, как они работают с водителями, с клиентами, о том, как у них дела с безопасностью и финансовой отчетностью… Это все, конечно, важно (и как-нибудь об этом поговорим), но важнее другое: технический прогресс неумолим, а конкуренция — единственная питательная среда для любого бизнеса. Где есть конкуренция — там и низкие цены, и бизнес-победитель в порядке.

Да, такси за минувшие годы стало доступнее. Но все же цены последних лет еще не позволяют превратить его в повседневный общественный транспорт. А ведь когда это произойдет, половина транспортных проблем Петербурга будет решена. Люди как в страшном сне будут вспоминать, что когда-то они мотались на работу на своих машинах, мыкались в поисках места для парковки… И о пробках мы забудем.

↑ Наверх