Прогулка с препятствиями
Человека в инвалидной коляске в городе на каждом шагу поджидают неприятные сюрпризы
В один из теплых солнечных деньков мы с Юрием Кузнецовым, лидером общественной организации инвалидов «Мы вместе» (его интервью было опубликовано в номере «ВП» за 26 мая), решили погулять по Питеру. Не просто так, а с конкретной целью: посмотреть, удобно ли инвалиду-колясочнику передвигаться по городу.
Не въехать даже на «юромобиле»
Маршрут выбрали самый востребованный: от Балтийского вокзала до Исаакиевской площади. Встретившись на площади у вокзала, двинулись к остановке 10-го автобуса и тут столкнулись с первым препятствием.
На коляске на остановку не подняться.
Платформа остановки была приподнята над проезжей частью сантиметров на пятнадцать — двадцать, и въезда на нее ни с какой стороны не было. То есть ногами можно зайти легко, и садиться с нее в автобус очень даже удобно, а вот на коляске никак не въехать. Тут стоит отметить, что коляска у Юрия не простая, а современная, электрическая. Подаренная несколько лет назад во время проведения одного из проектов Евросоюза, посвященного инвалидам, в котором участвовал и Санкт-Петербург. Заряжается она от розетки, развивает скорость пятнадцать километров в час и может покрывать расстояние в 40 км без подзарядки. Но даже на таком «юромобиле», как в шутку называет свою коляску Юрий Кузнецов, подняться на остановочную площадку было невозможно, не говоря уж о колясках старой конструкции, кои мы видим время от времени на улицах.
Поэтому Юрию пришлось остановиться в ожидании автобуса прямо на проезжей части рядом с остановкой. Подошел автобус. И тут ваш корреспондент допустила ошибку — поспешила к водителю, чтобы попросить его выдвинуть аппарель, которая специально предусмотрена в автобусах для въезда пассажиров-колясочников. Тем самым чистота эксперимента была нарушена. Потому что водитель сам, без напоминания, увидев на остановке инвалида, должен выйти из автобуса и сделать все необходимое. Не всякий водитель, как утверждает Юрий Кузнецов, с охотой исполняет эти обязанности. Есть такие, которые просто не замечают инвалида на остановке. Но водитель подъехавшего автобуса повел себя весьма деликатно и вежливо. Он проворно выскочил из своей кабины и с помощью специального крючка опустил панель — получился достаточно крутой въезд в автобус. Если бы можно было опустить панель на поверхность остановочной платформы, то въезд не был бы настолько крутым. Но так как коляска на остановку подняться не могла, надо было въезжать в автобус прямо с проезжей части.
Хорошо, что разбился только объектив
Юрий «нажал на газ», и коляска стала карабкаться по опущенной аппарели. Примерно на середине, не преодолев крутизны, она начала заваливаться назад и с грохотом рухнула на асфальт. Естественно, вместе с седоком. Сбежались люди, стали поднимать Юрия и его коляску. Удивительно, как он ничего себе не сломал. Оказался разбитым объектив фотоаппарата, который Юрий захватил с собой. А коляска осталась цела и даже продолжала работать. Придя в себя, мы все-таки решили повторить попытку.
Подъем в автобус слишком крутой: коляска перевернулась вместе с седоком.
Водитель предложил попытаться въехать в автобус задом, в таком положении центр тяжести не позволит коляске перевернуться. И все же это снова был риск. Но в этот раз все прошло гладко, коляска оказалась в автобусе. Этого злосчастья не случилось бы, если б коляска могла подняться на остановочную платформу либо если бы там был устроен въезд. Почему об этом не подумали те, кто устраивал остановку? этот вопрос мы адресуем комитету по транспорту Смольного. Хотя описанное происшествие — не единственная проблема, с которой столкнулся человек на коляске в самом центре города.
На углу Садовой и Вознесенского мы вышли из автобуса. На сей раз панель опустили на тротуар, то есть съезд с автобуса был пологим и достаточно удобным.
Поднявшись в автобус с горем пополам, можно передохнуть.
Мы пошли-поехали по Вознесенскому. И благополучно достигли Исаакиевской площади. Здесь по переходу мы пересекли Вознесенский. Теперь предстояло пересечь набережную канала Грибоедова. Но на противоположной стороне перехода в месте съезда с тротуара, где поребрик занижен до нулевой отметки специально для того, чтобы коляска могла проехать, кто-то поставил машину. Юрий еле-еле протиснулся мимо нее на противоположную часть тротуара. Дальше — больше. Пересекли мост. И снова — препятствие: на нечетной стороне Большой Морской съезд для коляски есть, а на четной — нет. Пришлось ехать по проезжей части до того места, где можно въехать на тротуар. Прямо напротив Исаакиевского собора вроде бы уровень поребриков на обоих концах перехода понижен, но не до нулевой отметки, так что на коляске инвалиду приходится «скакать», отбивая при этом «пятую точку» и разбивая само транспортное средство. И это — центр города! А что творится на окраинах, куда руки у наших городских властей просто не доходят?
Дорога, которая ведет к храму
— Люди на колясках боятся выходить на улицу и передвигаться на значительные расстояния по городу, потому что в любой момент они могут попасть просто в безвыходную ситуацию, — поясняет Юрий.
Дорожные службы часто забывают про инвалидов.
Сам он, хотя ноги его плохо слушаются, может пройти некоторое расстояние с помощью костыля пешком. И это его выручает. Он может вызвать такси и добраться на нем до дому. Но есть люди, которые привязаны к коляске, они просто не могут подняться с нее самостоятельно и пересесть в то же такси.
Цель нашей прогулки — Исаакиевский собор. Здесь на входе сооружена специальная эстакада, по которой на предоставляемой собором коляске можно въехать в храм, осмотреть его и даже в специальном лифте подняться на купол собора — на колоннаду, откуда открывается восхитительный вид на город. Для инвалидов все это — бесплатно.
На специальном лифте можно подняться на крышу Исаакия.
Мы подошли к служителю собора и объявили, что Юрий желает подняться на смотровую площадку.
— Подождите полчаса: за вами выйдут, — пообещал служитель, не объяснив при этом, в чем причина задержки.
Мы послушно остались ждать, строя предположения, почему надо ждать полчаса. Решили, что образовалась очередь и перед нами на колоннаду поднимают других инвалидов. Ровно через полчаса, минута в минуту, к нам вышел служитель в фирменной одежде, проворно и вежливо помог Юрию пересесть в другую коляску и закатил ее по эстакаде в собор. После созерцания великолепных видов родного города с высоты птичьего полета испорченное в начале прогулки настроение улучшилось.
Потом мы сидели с Юрой в кафе под открытым небом и рассуждали, почему так происходит: в городе вроде много делается, но как-то все мимо конкретного человека, все для галочки, как говорили в советские времена. Те времена давно прошли, а привычка осталась: главное — отчитаться, отрапортовать. Вот так же и с доступной средой для инвалидов. Даже прекрасно обустроенный для людей с ограниченными возможностями Исаакиевский собор смахивает на показуху: попробуйте еще по нашим улицам до него на коляске добраться, не попав в какие-нибудь неприятности!
С высоты птичьего полета.
Метки: Инвалиды Из первых рук Транспорт Музейное дело
Важно: Правила перепоста материалов