Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Шкатулкиных дел мастер

Федор Леонидович Фалалеев, наш старейший подписчик, подполковник в отставке, сетует, что сегодня не хватает нравственности

 

— Это счастье, что нам захотели помочь столько добрых людей! — сказала Марина Самойлова, мама маленькой Вики, страдающей синдромом Ретта. Той девочки, которой мы всем миром, с помощью читателей «ВП», собирали на специальную дорогостоящую инвалидную коляску.

Собрали! (Подробности — в статье «Кто расколдует маленькую принцессу?»)

Один из тех, кто принял участие в судьбе тяжелобольной девочки, — Федор Леонидович Фалалеев, подполковник в отставке, один из старейших подписчиков «ВП» — нашу газету стал читать с 1954 года. Федор Леонидович, несмотря на почтенный возраст и отнюдь не идеальное здоровье, уже неоднократно приезжал к Самойловым, помогал чем мог.

Ветеран готов осчастливить человечество своими рукотворными подарками

И в частности, подарил девочке замечательную шкатулку из дерева, которую сделал собственными руками. Шкатулка украшена не только плоскими картинками, но и выпуклыми предметами — морской звездочкой, якорем и прочим (чтоб ребенок развивал мелкую моторику). Такие коробочки Федор Леонидович мастерит уже лет тридцать. Похожую шкатулку, наполненную конфетами, получила на свой 95-летний юбилей и редакция «ВП».

…Из какого сора растут цветы!

Сегодня мы в гостях у Федора Леонидовича, в самой что ни на есть классической петербургской хрущевке. 

— Как же было не помочь Вике! Это необычный ребенок. У нее такой проникновенный, лучистый взгляд. Глядя в ее глаза, так трудно поверить, что она, семилетний ребенок, — как грудная, не может не только стоять и ходить, но и говорить, — вздыхает Федор Леонидович. — И сколько сил, сколько мужества нужно ее маме Марине!

Федор Леонидович показывает нам свои шкатулки. Осталось их не много. Почти все раздарил. Сколько их было — он и не считал. Наверно, не одна сотня. А новые изготавливать он уже не может: резко упало зрение, и теперь он ждет своей очереди на глазную операцию. 

Шкатулки Федор Леонидович делал из всевозможных дощечек, деталей от старой мебели, кусочков паркета, которые подбирал, бывало, на улице. Дощечки тщательно выравнивал, отшкуривал, после чего мастерил из них шкатулку, которую затем покрывал лаком, украшал картинками. На изготовление одной вещи уходило пару недель. Вот так, личным примером, петербургский пенсионер показывал, как выброшенный на помойку мусор можно превратить в вещь красивую и полезную. В этих шкатулочках можно хоть украшения хранить, хоть пряжу, хоть документы. 

Шкатулки у Федора Леонидовича — и прямоугольные, и многогранные. А любимых — две: одна с изображениями православных соборов, вторая — с оригинальной крышкой, напоминающая шатер Шемаханской царицы. 

— Сейчас все раздариваю. Мне уже ничего не нужно, а людям пусть будет радость, — говорит мастер.

Еще идут старинные часы

На стене комнаты висят старинные часы. Тоже когда-то найденные среди мусора. Федор Леонидович часы отреставрировал, поменял механизм. Теперь ходят как новые.

— Кстати, эту идею с реставрацией старинных часов мне подсказала «Вечёрка». Много лет назад в газете был опубликован рассказ о часовщике-любителе, который собирал выброшенные кем-то часы и давал им вторую жизнь, — вспоминает Федор Леонидович. — Мне статья очень понравилась.

Оказывается, Федор Леонидович годами делал вырезки из нашей газеты и тщательно собирал их в папки. Есть здесь папка с историческими материалами, есть со справочной информацией по социальным вопросам, есть и папка с приложением «Здоровье», есть и другие. А в специальную «амбарную книгу» наш верный подписчик вклеивает публикации о знаменательных датах. («Вот только кому после ухода все это будет нужно? Моим родственникам — навряд ли», — сокрушается Федор Леонидович.) 

— Я начал читать «Вечёрку» с 1954 года, когда приехал в Ленинград и поступил в Военно-космическую академию имени Можайского. В 1959 году, по окончании академии, меня направили в ракетные войска. В Ленинград я вернулся только в 1980 году и с этого года стал вашим постоянным подписчиком, — рассказывает подполковник Фалалеев. — Ваша газета мне нравится серьезностью изложения материалов. Кстати, в 2004 году вы мне очень помогли. У нас было ужасное состояние подъезда: сырость, плесень, затопленный подвал. Я тогда обратился в «Вечерний Петербург», и к нам приехал ваш репортер Николай Овчинников. После публикации его репортажа о катастрофическом состоянии подъезда ситуация у нас изменилась в лучшую сторону. 

Ленинград для меня счастливый город

Судьба не баловала Федора Леонидовича. Он родился в 1929 году в селе Слутка  на реке Вятке. Жила семья бедно. Как вспоминает Федор Леонидович, жили в крошечном помещении, куда взрослому человеку было и не войти, не нагнувшись. Продукты тогда отпускались строго по карточкам. От болезней умерли младшие брат и сестра, а вскоре и мать. К началу войны у отца  уже была другая семья, и в ней Федор пришелся не ко двору.

В марте 1943 года он пошел работать на оборонный завод в Ижевске. Во время войны завод выпускал танковые пулеметы — те самые, знакомые нам еще по фильму о Чапаеве. Так что в Великой Победе есть вклад и Федора Леонидовича Фалалеева. 

Затем была повестка в армию и направление в военно-техническое училище в Перми (тогда город Молотов). В училище он освоил специальность техника по обслуживанию самолетов и был послан в воинскую часть на Дальнем Востоке.

Федор Леонидович очень хотел получить высшее образование и стремился в далекий Ленинград. Мечта его сбылась в 1954 году, когда он сдал вступительные экзамены в Военно-космическую академию имени Можайского (тогда она называлась Ленинградской военно-воздушной академией). Ленинград стал для него счастливым городом. Здесь он познакомился с будущей женой Ольгой Алексеевной, с которой прожил всю жизнь и вырастил двоих детей.

Правда, после окончания академии его направили далеко от ставшего родным Ленинграда, в ракетные войска стратегического назначения. Федор Леонидович принимал непосредственное участие в сохранении боеготовности ядерного щита страны. И о том периоде своей жизни он рассказывать не любит — вся работа проходила под грифом секретности.

В 1976-м он уволился из армии, а через четыре года семья смогла вернуться в Ленинград. Подписчик «Вечёрки» с 1980 года, Федор Леонидович делится: 

— Но на этот год выписал только пятничный выпуск. Когда заполнял подписную квитанцию, перепутал индексы, — поясняет Федор Леонидович. — Обнаружил, что неправильно заполнил бланк, только вернувшись домой. 

…Федор Леонидович показывает нам папку, в которой подшиты листки с его стихами. И основные темы его творчества — война и беспризорность. Кстати, чтобы брошенных детей было меньше, чтобы молодое поколение больше уважало семейные ценности, Фалалеев даже предлагал ввести в школе уроки нравственности. Нравственности, которой в наше время так не хватает… 

 

↑ Наверх