Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Свет снова пришел к людям

70 лет назад, 15 декабря 1942 года, во многих ленинградских домах вновь появился электрический свет

 

Его не было год. Правда, как отмечал Абрам Буров в книге «Блокада. День за днем», в честь 25-летия Великой Октябрьской социалистической революции свет включили. Но только на 7 — 8 ноября, а 9-го числа подача электричества для бытовых нужд вновь прекратилась.


Еще первой военной осенью, когда фашисты, захватив Шлиссельбург, отрезали город от Дубровской и Волховской ГЭС, городские электростанции до предела, почти в полтора раза, увеличили выработку электроэнергии, дабы обеспечить работу оборонных предприятий для нужд фронта. Вскоре, однако, были израсходованы имевшиеся в городе небольшие запасы топлива. Поэтому уже в декабре производство электрической и тепловой энергии резко снизилось, а 8 декабря 1941-го в Ленинграде прекратилось трамвайное движение. 

Электроэнергия подавалась только на оборонные предприятия. 

Самым тяжелым днем для ленинградской энергетики было 25 января 1942 года. Во всей энергетической системе города осталась работать только Государственная электростанция №1. Она вырабатывала 3000 кВт. 

Запасов топлива оставалось всего на несколько дней. Электроэнергия расходовалась на госпиталь, хлебозавод и Смольный. Сотрудники 1-й Государственной электростанции собирали топливо для станции всеми возможными способами с неработающих или эвакуированных предприятий, разбирали на дрова деревянные дома. Электротранспорт не работал, прекратилась подача воды в трубы. Улицы и квартиры в домах погрузились во тьму. 

Но город не собирался мириться с таким положением. Вскоре на станции «Красный Октябрь» переделали один из котлов, чтобы иметь возможность сжигать в нем фрезерный торф, который имелся на торфяных предприятиях Всеволожского района. 

Реконструкцией котла руководили директор Абрам Михайлович Маринов и начальник котельного цеха Иосиф Петрович Александров. Наладку котла с топкой, изобретенной  Тихоном Федоровичем Макарьевым для сжигания кускового торфа, поручили инженеру энергетической лаборатории Сергею Степановичу Зайцеву. 

Сегодня описанное событие может показаться значимым разве что для конкретного предприятия. Но введение в эксплуатацию третьего котла станции «Красный Октябрь» позволило увеличить нагрузку электрической станции до 21 — 22 мегаватт. А вся энергосистема города вырабатывала 23 — 24 мВт. 

Это сказалось на жизни города. 31 марта 1942 года началось движение грузовых трамваев, а с 15 апреля — шести трамвайных маршрутов.  

7 августа Военный совет Ленинградского фронта принял решение о прокладке линии электропередачи по дну Ладожского озера. Через полтора месяца, 23 сентября, энергетическая блокада города была прорвана

Город набирался сил. 

15 декабря на постоянное электрообеспечение были взяты 333 дома.

В этот же день в ленинградских школах начались военные занятия. Учащиеся трех старших классов начали изучать по программе Всевобуча военное дело. По специальной  программе, разработанной горвоенкоматом и городским отделом народного образования, стали заниматься ученики средних классов. 

Все от мала до велика приближали заветный день прорыва блокады. До него оставался один месяц и три дня.

 

↑ Наверх