Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

Улыбайтесь, вы — в Петербурге!

Корреспондент «ВП» выяснял, дорого ли иностранцам побывать в Северной столице

В своих странствиях по странам Юго-Восточной Азии я познакомился со своим ровесником из Германии Хельмутом Шмиттом, замечательным скульптором и необыкновенным собеседником, который с легкостью общается с человеком любой национальности на смеси всевозможных языков. Правда, по-русски он знал всего два слова — «привет» и «водка». И когда он в очередной раз произнес эти два слова в разговоре с американцем из Калифорнии, тот с восторгом назвал Хельмута «лэнгвижменом», что дословно звучит как «язык-человек».

О чем мы только не разговаривали с Хельмутом в теплые январские вечера на террасе просторного бунгало на тайском острове Паям! С особым жаром Хельмут жаловался на гнет налогов и трудности выживания в Германии, когда каждый шаг человека должен быть застрахован, на засилье польского криминала, особенно в части угона автомобилей. Я же рассказывал ему о своем осеннем путешествии на автомобиле по Крыму, о своей родной Горловке на Донбассе, которую посещаю каждый год, о красотах Ладоги. Видимо, у меня хорошо получалось, и Хельмут загорелся желанием побывать в России, а особенно в Санкт-Петербурге.

Правда, по бытующему в Германии мнению, в России все безумно дорого. Я пытался убедить Хельмута в том, что «дорого», «не дорого» — понятия весьма относительные и скорее из области психологии, чем из реальных товарно-денежных отношений.

На следующий день мы снова заговорили о путешествии по России. Хельмут успел пообщаться с соотечественниками, которые сказали, что Россия не только дорогая страна, но и к тому же небезопасная. Но так как посмотреть Россию хочется, то для начала все-таки можно покататься на автомобиле по дорогам Финляндии. По мнению Хельмута, Финляндия — это почти Россия. В такое путешествие, почти по России, он пригласил и меня.

Не знаю, состоится ли это путешествие, но мне самому захотелось понять: действительно ли такая дорогая, неудобная и небезопасная наша страна для путешествия иностранных туристов? За ответом на этот вопрос я обратился к туристам, которых случайно встречал на улицах Петербурга. Некоторые ответы меня очень удивили. Но удивили не только ответы. Прежде всего — улыбки, которыми отвечали на мои вопросы.

Немцы

На каменной лавочке сидела немолодая пара европейцев. Вроде бы никуда не спешили. Сделав два круга вокруг них, на третий я все-таки выдавил из себя: «Хэлоу». Мне ответили улыбкой и таким же приветливым «хэлоу». Этого было достаточно, чтобы разговор завязался. К главному вопросу подходить было неловко. Поэтому пришлось выслушать рассказ не по теме — о впечатлениях о Санкт-Петербурге. Говорил только мужчина. Первое, что понравилось ему в городе, — это дух свободы и раскрепощенного отношения к жизни.

Люди одеты интересно и по моде. Очень много красивых людей. Понравились фасады зданий. Такого изобилия архитектурной красоты нет нигде. Но очень удручает то, что вокруг непонятная речь и вывески невозможно прочитать, что ограничивает свободное передвижение по городу без экскурсовода. Где-то в середине разговора мои собеседники представились: Изила и Роланд Шмитт. Живут в небольшом городке между Штутгартом и Мюнхеном. Роланд работал учителем физики и математики, а теперь вот путешествует. Когда пришло время заговорить о деньгах, Роланд был готов предоставить чуть ли не выкладку расходов. Но ограничимся стоимостью путевки на человека: 1000 евро за пять дней. Дорого или дешево это для моего тайского Шмитта? Как-нибудь узнаю. Моих собеседников по шкале цена — качество все устраивало.

Китайцы

Мой очередной собеседник из Пекина Хин со своей женой-домохозяйкой давно мечтал побывать в Питере. Но дел в его «айтишном» бизнесе было всегда невпроворот.

Вот выдалось четыре свободных дня, и он тут же использовал их для того, чтобы прогуляться по Невскому проспекту. Много ли для него три тысячи долларов, которые он потратил на это путешествие? На вопрос он ответил улыбкой. А его жена добавила, что Лондон оказался существенно дороже.

Испанцы

А вот некоторым за свои денежки хочется узнать о русских нечто большее. Как, к примеру, Рафаэлю и Фернандо из Мадрида. Испанцев очень волновал вопрос: что же эти русские женщины будут делать с липовыми веточками? С гордостью отмечу, что с помощью пантомимы я рассказал им (и меня поняли), что липовый чай помогает от простуды. А испанско-русский разговорник помог выяснить, что путешествие в Петербург обошлось им дешевле, чем в другие страны Европы. Хотя в Испании все дешевле, особенно еда. Но это я давно знал и без них.

Американцы

На ноне Спаса-на-Крови фотографировались две симпатичные смуглолицые девчонки со своими родителями. Глава семейства с достоинством объяснил мне, что они приехали из Калифорнии. У жителей США вообще не принято называть свою страну, а только штат, иногда даже город. Мужчину звали Хитеш Бахта. Раньше семья жила в Индии. Объездили много стран и континентов. В Россию решили поехать всей семьей после того, как дочь уехала на месяц учиться в одну из петрозаводских школ по обмену. Здесь семья в полном составе решила провести несколько дней. Во сколько обошлось им это удовольствие, выяснить не удалось.

В разговор вмешалась русская девушка. Она представилась экскурсоводом. Именно ее фирме индийско-американская семья заказала двухдневную экскурсию по Петербургу стоимостью 230 долларов с человека. Девушка сказала, что это безумно дешево, особенно в сравнении с визой, которая обошлась семье в 950 долларов. Хитеш Бахта сказал, что, в принципе, поездка в Россию оказалась недорогой.

А вот весёлая парочка из Нью-Йорка Джон и Мэри от вопроса закатили глаза вверх. Много тысяч долларов! Лично для меня и две — много. А для них, может, двадцать — ничего себе. Но ребята очень довольны. Правда, путешествие у них европейское. А в Петербург они заскочили всего на два дня. И не пожалели.

Назвали самым необычным городом в Европе.

Шотландец

Боб Мартин купил в Шотландии путевку за 2000 фунтов стерлингов и отправился в путешествие. Посетил Лондон, Копенгаген и Хельсинки.

Петербург стал для него самым сильным впечатлением. Зная проблемы наших инвалидов-колясочников, я спросил, что он думает на этот счет. Боб улыбнулся и сказал, что в этом вопросе в Петербурге все замечательно. Все удобно и комфортно устроено. Никаких проблем с передвижением. Услышали бы его слова наши инвалиды-колясочники, о проблемах которых рассказывает «Вечёрка»!

…Чем больше я общался с иностранными туристами, тем дальше от заявленной темы улетали мои мысли. Сплошь и рядом один позитив. Ни одного проявления недоброжелательности или даже элементарной настороженности. Только улыбки и веселье. Хоть бери и называй наш город, по примеру тайцев, городом улыбок. Как сказали мои собеседники из Эдинбурга и Глазго Вильям, Шонан и Арахам, они сами организовали свое путешествие. Купили билеты из Лондона на самолет. А здесь все им кажется очень доступным. Главное ведь — хорошее настроение, а не деньги.

Жаль, этого не скажешь Хельмуту, который, когда мы расставались, на бумажке посчитал, сколько потратил на общие нужды, и поделил поровну, протянув мне эту бумажку через стол, как официант клиенту…

↑ Наверх