Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Восемь рейсов с крепким кофе

Корреспондент «ВП» встретился с машинистом метро Олегом Лебедевым, который водит ночные поезда

В подземке всегда одно и то же время суток — ночь. Электрические фонари вместо солнца. Впрочем, идея пуска поездов в ночное время долгое время вызывала у работников метрополитена только одну реакцию — скепсис. В прошлом году проект стартовал: поезда ходили с часу до трех каждые сутки. В нынешнем слегка притормозился — ночной челнок пускают только по выходным.

В пустынных сводах метро есть что-то убаюкивающее. А тут еще и второй час ночи. Из тоннеля появляется состав, который, кажется, никуда не спешит. Пассажиры, пританцовывая, рассаживаются по вагонам. Машинист Олег Лебедев вместе с помощником замыкают кабину и направляются в противоположную часть поезда.

— С «Адмиралтейской» до «Спортивной» в четные дни едем на ручном управлении, по старинке, — рассказывает Лебедев, когда мы трогаемся. — Колея одна. И на этом участке, получается, мы идем в неправильном направлении. Чтобы системы безопасности нас пропустили, отключаем всю автоматику, иначе просто не сдвинемся с места.

Состав действительно катит не торопясь. Допустимая скорость — до 35 километров в час, и это если вдвоем с помощником. Если один — не больше 20. Обратно — со «Спортивной» — челнок идет уже в привычном автоматическом режиме — до 80 километров в час, как днем. Впрочем, на график работы такие перепады не влияют: колеи вполне достаточно и одной, соседняя занята — ночью подземка гудит от текущего ремонта.

День перед ночной сменой машинисты отдыхают. Любопытно, что смена начинается не в час, и даже не в полночь, а в 22.30. Сначала медосмотр — проверка давления, сердца, алкотестер. Затем ознакомление с выпущенными за сутки инструкциями и документами — где перекрыто движение, где ведутся наладочные работы и так далее. Ежедневный обязательный инструктаж. И только потом на линию.

С часу до трех — восемь рейсов туда и обратно. С трех до пяти тут же, в кабине, на путях — крепкий кофе. Ближе к шести — перегон поезда в депо. В семь — конец смены.

— Не сказал бы, что это тяжело, — делится машинист. — График у нас ненормированный: сегодня — утренние смены, завтра вечерние, поэтому привычно. Тем более мы и раньше работали по ночам — в праздники. Понятно, что ночью ответственности больше. Когда челнок только появился — на этот маршрут сначала только опытных ставили. Потом все откатали. В месяц сейчас по 1 — 2 выхода в ночь получается.

В метрополитен Олег пришел 13 лет назад. Собирался стать военным, но по семейным обстоятельствам не сложилось. Пробовал себя в охране, торговле — не то. Тянуло в систему вроде военной. Метро оказалось идеальным вариантом. Прошел курсы, устроился. Стал исполняющим обязанности машиниста-инструктора. Обучил больше десятка стажеров, с которыми сейчас работает вместе.

— Форс-мажоры случаются редко, — делится наблюдениями за годы. — Как-то перед матчем ЦСКА — «Зенит» москов­ские фанаты у меня вагон разнесли, все стекла выбили. Зацеперов, с которыми тоже немало нервов тратили еще пару-тройку лет назад, сегодня нет — перила и кронштейны в сцепках убрали, установили межвагонные предохраняющие устройства. Зато имеет место другая проблема — снижение культуры населения.

По его словам, когда поезд подходит, люди начинают ломиться внутрь, другие пассажиры выбраться не могут, состав ходуном ходит. Или отправка: слова «Осторожно, двери закрываются!» — как будто сигнал ускориться и бежать в отходящий поезд. С колясками, с сумками, с маленькими детьми за руку. Хотя следующий придет через 2 — 3 минуты. Лет 10 назад такого не было. Каждый боится куда-то опоздать!..

Ночной челнок ходит по выходным — с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье. Радовать припозднившихся петербуржцев он будет до 15 ноября.

(Продолжение рубрики. Начало в номере за 25 июля)

↑ Наверх