«Я не отдельный. Я среди вас»
Единственный в Петербурге театр, в котором играют люди с ограниченными возможностями, представил свой первый спектакль
«Безусловный театр» — так называется актерская студия, которая начала работать в Центре социальной реабилитации инвалидов Фрунзенского района в сентябре прошлого года. «Вечёрка» уже рассказывала о ней, когда только проводился набор будущих артистов. В настоящее время труппа сформирована (хотя, вероятно, будет увеличиваться). В ней девять человек, среди которых кто-то передвигается на инвалидной коляске, кто-то плохо видит или испытывает другие проблемы со здоровьем. Первый спектакль — «Театральные эксперименты» — это набор миниатюр, которые актеры не только сыграли, но и полностью самостоятельно придумали.
Художественный руководитель студии Евгений Царев.
От обычного любительского кружка «Безусловный театр» отличается тем, что с актерами работают профессиональные педагоги. Со временем, предполагается, он будет представлять свои работы на городских площадках, а возможно, и гастролировать. О громких результатах пока говорить рано. Поставленные «Эксперименты» — всего лишь первый шаг.
— Конечно, почти все поступившие к нам ребята никогда не имели опыта выступления на сцене, — рассказал корреспонденту «ВП» художественный руководитель театра Евгений Царев. — Первые месяца два процесс шел очень трудно. Это как с пробкой — мы крутили ее, крутили, а она не открывалась. Возникали даже сомнения: а получится ли что-то? Но потом — хлынуло и пошло! Наши воспитанники стали к каждому занятию ставить экспромтом миниатюры. Писать сценарии. Пробовать себя в разных амплуа...
Постепенно преподаватели отобрали девять номеров и объединили их в одну программу. Среди поставленных сценок — «Что? Где? Когда?», в которой участвуют все актеры. Монолог «Резиновая Зина». Цирковой этюд «Силовой жонглер». Миниатюры «Непослушный ребенок», «Лейтенант», «Чтение мыслей», «Сети и дети». Следующим шагом будет постановка спектакля — сорокаминутного действия по рассказу Михаила Зощенко «Свадьба», к которой театр уже приступил. В настоящее время в курс обучения введены два новых предмета — сценическая речь и вокал. Количество занятий увеличено с двух в неделю до трех.
Впрочем, по словам Евгения Царева, есть свои трудности, с которыми, к сожалению, пока не удается справиться, — в основном организационного характера. Все студенты вынуждены пользоваться социальным такси, кто-то добирается из Красносельского и даже Приморского районов — для людей с ограниченными возможностями это очень накладно. Необходим какой-то микроавтобус, своими силами этот вопрос не решить. Да и вообще не хватает финансирования — все зиждется исключительно на энтузиазме педагогов. Нужна хотя бы малейшая финансовая помощь со стороны неравнодушных людей…
Говорить, насколько любая социальная активность важна для инвалида, не надо. Это и лекарство, и необходимость! Для многих учеников «Безусловного театра» студия стала едва ли не главным смыслом жизни (очень жаль, что подобных студий или просто уроков в пятимиллионном Петербурге почти нет).
Алена Клаккина и Алексей Удальцов, миниатюра «Чтение мыслей».
— Я изменилась кардинально, — говорит улыбчивая Алена Клаккина. — Открылась. Замкнутость преодолела. Проще стала находить общий язык с людьми. Улыбаться стала больше. А еще научилась заставлять себя что-то делать. Раньше можно было уйти в сторону, сказать себе «нет». А теперь стараешься жить по принципу «да»…
— Мне интересна интрига — а что будет дальше, через неделю, через месяц? Чему мы научимся, что начнем осваивать? — рассказал Климентий Степнов, который помимо театра занимается гитарой. — Вот эта постоянная неожиданность делает жизнь яркой. В целом важен даже не результат, а участие, процесс. Это самое интересное.
София Ташматова и Климентий Степнов в этюде «Зеленая шапочка».
София Ташматова — самая младшая участница коллектива. Ей всего 14 лет. По словам педагогов, энергетике и органике этой девушки могли бы позавидовать настоящие студенты-актеры.
В миниатюре «Что? Где? Когда?» она сыграла волчок.
— Это мой любимый номер, — поделилась София. — Похож ли этот волчок на меня? Если я его играю — значит, да. Смешными глазами, голосом. Но вообще-то больше он похож на Евгения Михайловича — нашего руководителя. Такой же смешной, забавный…
Колясочница Настя Румянцева — кандидат в мастера спорта по фехтованию. В театр пришла совсем недавно.
— Для меня очень сложно было начинать это, — говорит. — В обычную школу я не ходила, училась на дому и перед аудиторией никогда не выступала, даже стихи не читала. Трудно было преодолевать эту скованность. Но надо. Как говорила моя тренер по фехтованию: «Скромность — это путь в неизвестность».
— Я узнал о наборе в группу случайно, — рассказывает Алексей Удальцов, повредивший 10 лет назад позвоночник. — Просто попался старый номер газеты, в котором было опубликовано объявление. Решил сходить, попробовать. Конечно, подобные курсы насущно необходимы тем, кто оказался в такой ситуации, как мы. Многие ведь спиваются, живут в четырех стенах — это трагедия. Десять лет назад с социальной помощью инвалидам вообще было туго. Вот я жил в пяти минутах ходьбы от этого центра, а о его существовании узнал спустя три года от какого-то знакомого — никакой информации не было, жил как в вакууме. Сейчас ситуация понемногу меняется.
Любимый номер Алексея — «Чтение мыслей», где он взаимодействует с залом:
— Когда находишься на сцене, всегда есть барьер: актер — зритель. Всегда есть волнение! А в этом номере ты как будто переступаешь этот порог. Становишься к зрителям ближе. Инвалиды — они ведь в похожей ситуации находятся. Ты как будто за стеклом, за решеткой, вне остального мира. А тут ты снимаешь этот невидимый барьер и говоришь: «Я не отдельный. Я среди вас!»
Кстати
На выступлении «Безусловного театра» в качестве гостя присутствовал актер Георгий Антонович Штиль. После выступления он разобрал работы актеров, сыграл несколько миниатюр и дал небольшой мастер-класс. «Есть несколько правил, о которых нужно помнить, — обратился он к новичкам. — Слушайте друг друга! И ориентируйтесь не на современных, так называемых звезд комеди-клабов или эстрады, а на настоящих мастеров, эталоном среди которых является Аркадий Райкин». Самым важным правилом поведения на сцене Георгий Антонович назвал простоту и естественность. «Что нужно знать актеру? — подытожил он. — Чужою жить судьбой. Но быть самим собой!»